Быстрые реформы

1408250477_1Украинцы до сих пор не видят решительности политиков и чиновников в вопросе проведения содержательных и быстрых реформ. Многих, как и раньше, останавливает шкурный интерес и предстоящие парламентские выборы. Неэффективная работа некоторых министерств во время проведения АТО приводит к страшным последствиям. Чего только стоит история с идентификационными жетонами для бойцов. После бомбардировок реактивными системами залпового огня по остаткам тел невозможно опознать личности погибших. В то время как жетоны, способные решить эту проблему, стоят копейки. Нужно лишь определиться, какую информацию на них печатать, и запустить в производство. Соответствующий чиновник давно мог бы прочесть об этом в интернете и представить руководству проект решения проблемы. Но вместо этого волонтеры проводят долгие встречи с министрами и их заместителями. Те отдают поручения, которые не выполняются. И таких примеров, когда на кону — судьбы людей, немало.

Между тем работа госаппарата в большинстве европейских стран основана на связи с общественностью. Проект реформ готовится с учетом замечаний экспертов и обычных граждан, являясь продуктом широкого диалога. Так, первоочередная задача любого министерства демократического государства Европы — это анализ политики. Чиновники обязаны мониторить состояние дел в той сфере, за которую они несут ответственность, и выявлять проблемы, используя все доступные источники информации: СМИ, статистику, обращения граждан, выводы экспертов и так далее. На основе собранных данных готовится «зеленая книга» — сборник с описанием наиболее важных проблем.

Зачем такая формализация? Чтобы граждане могли обсуждать «книгу» и внести свои предложения. После консультаций с общественностью составляется «белая книга». В ней — альтернативные решения, которые снова выносятся на обсуждение. Лучшие из них лягут в основу проекта реформ или стратегии развития соответствующей сферы.

У нас же все работает по-другому. Министры не ставят перед чиновниками задачу анализировать политику. Действительно, а зачем? Президент, премьер и любой чиновник лучше знают, что и как делать, раздавая поручения. И они сыплются, как из рога изобилия: иногда хаотичные и противоречивые. Бывает так, что сотрудник нижнего звена, более осведомленный, получая очередную задачу, удивляется, крутит пальцем у виска, но выполняет ее, поскольку она поступила сверху.

Поэтому главное задание административной реформы — изменить информационные потоки. В первую очередь на уровне Кабинета министров. Политика должна работать на основе информации, идущей снизу вверх. Только так появится шанс на эффективность.

Чтобы механизм заработал, нужно не просто дать команду что-то делать. Необходимо перестроить организацию аппарата министерства, четко разделив политическое руководство и государственную службу. Иначе будет как у Аркадия Райкина: «К пуговицам претензии есть? К пуговицам — нет». Но костюмчик не сидит.

С умом нужно подходить и к реформированию госслужбы. Общество требует люстрации. Но времени и возможности объективно оценивать квалификацию всех госслужащих нет. Поэтому для люстрации предлагается набор простых критериев. Аналогично тому, как если бы футбольный тренер, принимая решение, кто сыграет в следующем матче, делил игроков на блондинов и брюнетов. Сегодня — те, а завтра — другие. Профессионал же определяет стратегию игры и отбирает лучших для ее реализации.

У нас же — как с блондинами и брюнетами: берется всего один критерий, например период госслужбы. При этом правила работы не меняются. Что означает: на места «люстрированных» придут люди, которые быстро воссоздают старую систему.

Вот почему прежде, чем реформировать государственную службу, а тем более проводить люстрацию, необходимо сформулировать новые правила функционирования органов власти, поставить новые задачи и только потом — менять кадры. Реформа должна начаться с нового закона о государственной службе, а не с закона о люстрации. Сперва нужно установить правила, по которым будут отбираться люди на соответствующие должности, а затем уже — накладывать на них люстрационные ограничения. Но не по принципу «брюнет-блондин».

Украина потеряет шанс развиваться дальше, если не будет проведена целостная административная реформа. Парламентские выборы и формирование нового правительства — ключевая возможность для того, чтобы назначить министрами идеологов реформ, способных реформировать страну. Другого шанса может уже не быть.

 


Похожие статьи