Валерий Омельченко: «Чтобы сохранить Украину, измениться должны мы, а не границы государства»

jresejU4nRwНародный депутат Украины Валерий Омельченко прошёл в парламент два года назад благодаря победе в мажоритарном округе №55 в Донецкой области и стал главным лоббистом развития ГТ-сферы в Украине. Сегодня этот регион оказался в эпицентре военных событий, а тысячи людей стали невольными участниками боевых действий. О том, что необходимо делать для восстановления Донбасса и возможно ли в нынешних условиях построить «силиконовую долину» в Украине, — в интервью журналу.

Пока на востоке страны идут боевые действия, наверное, сложно заниматься текущей работой парламентского комитета?

— Когда родная земля охвачена войной, трудно даже думать о чём-то ином. Людям там как никогда нужна помощь и поддержка. С момента начала боевых действий в округе была организована гуманитарная программа для беженцев и мирных граждан из зоны АТО, к реализации которой присоединились многие неравнодушные люди. Вопросы расселения и обустройства, обеспечения продовольствием и медикаментами нуждающихся — всё это на повестке дня.

Сегодня вся страна живёт пульсом востока Украины, многие в меру своих возможностей оказывают помощь переселенцам из зоны АТО или вернувшимся из армии. Вы также говорите о том, что оказываете помощь как народный депутат. Кроме этого, выделяются средства из госбюджета. Но мы всё равно слышим, что этого недостаточно.

— Граждане со всей Украины, которые не могут оставаться равнодушными, постоянно передают помощь жителям Донецкой и Луганской областей. Люди, оказавшиеся в эпицентре войны, нуждаются в единении и поддержке. Но этой помощи не может быть достаточно по одной причине: слишком велик ущерб. На территории, охваченной боевыми действиями, оказались более 6,5 миллионов наших граждан.

Нужны государственные программы, которые позволили бы системно и чётко оказывать помощь беженцам и тем, кто не может покинуть зону АТО. Это вопрос номер один. Ведь под перекрёстным огнём остаются старики, которые не могут выехать по состоянию здоровья, из-за отсутствия средств и возможностей, остаются семьи с детьми. Желающие выехать сделать это не могут из-за отсутствия гуманитарного коридора. Есть только заявления о том, что гуманитарный коридор существует, а в действительности его нет. В городах, которые не контролируются Киевом, не выплачиваются ни заработная плата, ни пенсии, ни другие социальные выплаты. Беженцы, покинувшие свои дома, также сталкиваются с проблемой отсутствия средств на питание и ежедневные нужды.

Вопрос номер два: уже сегодня необходимо действовать в рамках стратегии восстановления востока. А на государственном уровне такой программы пока нет. По большому счёту, если мы хотим, чтобы разрушенные города, инфраструктура и производства были восстановлены в обозримом будущем, то начинать действовать нужно уже сегодня. Иначе получается так, что мы посмотрим, чем закончится АТО, а потом уже подумаем. Но с таким подходом не хочется даже озвучивать вслух перспективы.

Какой, по-вашему, должна быть стратегия восстановления востока?

— В-первую очередь, всеми возможными способами нужно установить диалог с людьми. Следует говорить о перспективах завтрашнего дня, когда война будет закончена. Нашим гражданам необходимо дать хоть какую-то надежду на будущее.

Сегодня мы начали работу по созданию открытого единого реестра ущерба инфраструктуры в зоне АТО. Мы должны объективно оценивать ситуацию, в которой оказался Донбасс и его жители, для того чтобы как можно скорее начать возрождать регион. Для этого создаётся сайт единого реестра ущерба инфраструктуры в зоне АТО, и уже сегодня мы принимаем информацию о разрушенных объектах от граждан по электронной почте. Цель инициативы в том, чтобы содействовать государству в подготовке плана восстановления Донбасса. Ничего не должно быть упущено, поэтому данный реестр должен быть открыт и доступен для наполнения и контроля со стороны граждан. Также создание открытого реестра поможет исключить возможные спекуляции и мошенничество на горе людей.

Одним из вопросов перспективы завтрашнего дня может стать проект изменений в закон о метане угольных месторождений, над которым мы сегодня работаем. Его суть в том, чтобы использовать метан как один из альтернативных видов топлива. Это позволит привлечь инвесторов и создать дополнительные рабочие места для жителей востока. Также принятие этого законопроекта станет серьёзным вкладом в энергетическую независимость Украины. Вот о таких перспективах завтрашнего дня нужно говорить с гражданами уже сегодня и принимать такие законы и программы.

Можно ли утверждать, что ситуация с развитием 1Т-отрасли сегодня отошла на второй план? Как вы оцениваете перспективы развития украинского 1Т-рынка в нынешних условиях?

— Я бы сказал немного иначе. Как раз таки сегодня обострилась необходимость иметь развитую ГТ-индустрию. Наше государство столкнулось с тем, что мы не можем обеспечить в том числе и кибербезопасность страны. Благо уже в этом месяце должно быть выполнено решение СНБО по созданию национальной защищенной операционной системы и антивируса. В Украине в сфере хайтек-технологий работают более 66,5 тысячи субъектов хозяйствования. При этом отрасль даёт 1,5% ВВП страны. Конечно, эти показатели не соответствуют нашему потенциалу и возможностям. Что говорить, если профильный комитет в Верховной Раде был создан только в конце 2012 года, а весь период независимости страны 1Т-сфера развивалась практически без содействия государства.

На парламентских слушаниях, которые мы провели в июне этого года, обсуждались вопросы законодательного обеспечения развития информационного общества в Украине. Если Кабинет министров выполнит хотя бы треть поручений, принятых ВР, то 1Т-сфера получит хорошие импульсы по многим направлениям. Рекомендации были приняты по вопросам усовершенствования законодательной базы, а также по созданию единого госоргана в исполнительной власти, который отвечал бы за развитие информационного общества. Ещё два месяца назад в этой сфере было целых два исполнительных органа, но с одинаковыми полномочиями и очень скромными показателями эффективности. Сегодня произошли позитивные сдвиги — эти два госоргана были реорганизованы и создано Государственное агентство по вопросам электронного управления.

Что ещё необходимо сделать в ГТ-сфере, не дожидаясь особого случая, когда будет уже поздно?

— Отток украинских разработчиков за рубеж не останавливается. Этому способствует и ситуация на востоке страны. Поэтому важнейший вопрос — это создание благоприятных условий для работы 1Т-специалистов. Без выполнения этого требования отрасль не имеет возможности пойти на подъём. Такие условия мог бы создать национальный парк программной продукции «Технополис» (законопроект «Ольготном налогообложении участников национального 1Т-проекта «Технополис». — Фокус). Участники национального проекта получат налоговые льготы на 10 лет. Создание «Технополиса» будет содействовать выведению 1Т из теневого сектора, в котором сегодня комфортно работают предприятия без участия государства. Это, в свою очередь, поможет привлечь в Украину инвесторов в сферу хай-тек, которые пока не хотят создавать здесь свой бизнес, даже невзирая на мощный человеческий капитал. Потому что любое предприятие, работающее в рамках действующего законодательства, сразу же попадает в неравные условия с основным рынком 1Т

Украины, который практически целиком состоит из консервированной аутсорсинговой и аутстаф-финговой модели теневого сектора.

Разве законы, которые уже были приняты по льготному налогообложению 1Т-сферы, не решают перечисленные вами проблемы?

— Прежде всего для стабильного развития ГТ-индустрии нужна хотя бы среднесрочная перспектива, а в нашей стране предприятия могут работать только в рамках краткосрочных перспектив. Кроме того, по сравнению с налогообложением ближайших к нам стран, налог у нас выше и перспективы ведения бизнеса туманнее. В России, например, сумма налоговых отчислений предприятий, работающих в отрасли 1Т, составляет 12-13%, в Беларуси — 9%. А у нас отчисления доходят до 39%. И только некоторые субъекты индустрии программной продукции согласно новому закону получили возможность оплачивать налог в размере 5%. Но это не решает проблемы всей отрасли в целом. По крайней мере, 1Т-менеджеры, с которыми комитет находится в постоянном контакте, практически не ощутили благоприятных перемен.

Как вы считаете, что могло бы задать тренд развития хай-тек-индустрии Украины?

— Есть один простой и актуальный пример, когда хай-тек мог бы перенести жизнь Украины из прошлого века в нынешний. Это законопроект о проведении электронных госзакупок, над которым сегодня работает комитет. Многие страны ЕС уже давно проводят госзакупки онлайн и таким образом экономят от 5% до 20% расходов. Сегодня мы тоже имеем возможность приблизиться к опыту развитых стран и внедрить в Украине процедуру открытых торгов в форме аукциона в интернете в режиме онлайн. Прозрачные условия проведения закупок обеспечат максимальную открытость и будут препятствовать проявлениям коррупции.

В конце концов, мы должны перестать плестись в хвосте проблем, страна уже изменилась, мы обязаны задавать тренды или хотя бы идти в ногу со временем.

 

 


Похожие статьи