Зерновой рынок

16Участниками зернового рынка движет идея наращивания перевалочных мощностей в портах. Если их планы будут реализованы то мощности по перевалке почти втрое превысят реальный экспорт

На первый взгляд может показаться, что запас прочности украинской портовой зерновой перевалки достаточно велик. Элеваторы в портах позволяют единовременно хранить около 3 млн т зерновых и масличных, т.е. у Украины теоретически есть возможность переваливать 55,3 млн т зерновых грузов. Однако, как справедливо заметил Андрей Купченко, аналитик зернового рынка информагентства «АПК-Информ» (г.Днепропетровск; с 1996 г.; 70 чел.), достичь этого показателя можно, если ежемесячно на внешний рынок отгружать 4,6 млн т насыпных сельхозгрузов — рекордный показатель ноября 2013 г. По мнению аналитика, такую интенсивность экспорта сохранить в течение всего года нельзя, а значит, реальная пропускная способность перевалки меньше. «К сожалению, такие темпы экспорта возможны лишь несколько месяцев в году, когда достаточное количество товарных партий можно собрать в прилегающих к портам регионах (с малым транспортным плечом), а сами терминалы могут работать на максимуме своей эффективности»,- говорит г-н Купченко.

Сергей Вовк, директор ООО «Центр транспортных стратегий» (г.Киев; аналитические и консалтинговые услуги в сфере транспорта и логистики; с 2011 г.; 12 чел.), оценивает текущую номинальную мощность портовых терминалов по перевалке зерна и масличных в 44,4 млн т в год. «В то же время, согласно нашим оценкам, практическая мощность портовых терминалов (если исключить нефункционирующие мощности) не превышает 40,2 млн т в год», — уточняет г-н Вовк. А эта цифра не так уж далека от 33 млн т, которые может отгрузить Украина на внешние рынки уже в этом маркетинговом году.

В Государственной инспекции сельского хозяйства Украины (Госсельхозинспекции, далее — ГСИ) полагают: если реальный объем экспорта зерна и продуктов его переработки достигнет 50 млн т в год, емкость портовых элеваторов необходимо будет увеличить минимум до 5 млн т с нынешних 3 млн т.

 

Что есть

Результаты подсчета количества портовых элеваторов в стране разнятся. По данным г-на Купченко, в Украине функционируют 37 зерновых терминалов. Игорь Остапчук, аналитик рынка масличных и зерновых Ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (г.Киев; общественное объединение в сфере агробизнеса; с 2007 г.; 30 чел.), насчитал 48 сертифицированных припортовых элеваторов (морских и речных). ГСИ же предоставила данные о 42 портовых элеваторах общей паспортной вместимостью 3,2 млн т. Расхождения в цифрах г-н Купченко объяснил тем, что его компания не учитывала небольшие речные терминалы.

Львиная доля перевалочных мощностей расположена на побережье Черного моря. По подсчетам г-на Купченко, через порты

Одессы, морские и речные порты Николаева и порты Крыма переваливается более 90% насыпных сельхозгрузов. По оценкам информагентства «АПК-Информ», доля крупных государственных терминалов в общих перевалочных мощностях незначительна — немногим более 4%. В состав ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» (далее -«ГПЗКУ») входят два портовых элеватора, расположенных в портах Одессы и Николаева. Их общая перевалочная мощность — 2,4 млн т в год, емкость единовременного хранения — более 160 тыс.т. По мнению Андрея Друзяки, члена совета директоров группы компаний (г.Киев; экспорт зерновых и масличных культур и продуктов их переработки; с 2007 г.; 18 чел.), Украине перевалочных мощностей уже не хватает. «Для выполнения программы ежегодных поставок 5-6 млн т зерновых, что предусмотрено кредитным соглашением с Китаем, мощностей однозначно не хватает», — отмечает экспортер. При этом г-н Друзяка добавляет, что у государственных зерновых терминалов есть возможности по реконструкции и восстановлению существующих емкостей для хранения зерна, строительству новых силосных корпусов, увеличению количества точек приемки зерна и мощностей погрузочных машин. И, по его словам, «это было предусмотрено планами создания «ГПЗКУ» в 2010 г., а сейчас для этого есть и необходимые финансовые ресурсы в рамках того же «китайского кредита». Кстати, реконструкция госэлеваторов в портах уже началась. Что касается негосударственных терминалов, то, по мнению г-на Друзяки,так как из года в год объемы экспортной перевалки зерновых увеличиваются, мощности по единовременному хранению зерновых в портах необходимо нарастить до 6,5-7 млн т в морских портах и до 0,5 млн т — в речных. «Но в морских портах это сложно выполнимая задача — свободные площади под строительство новых элеваторных емкостей попросту отсутствуют», — говорит экспортер.

 

Скрытые резервы

По мнению г-на Купченко, оценивая возможности портовой перевалки, следует учитывать два основных фактора: работу внутренней транспортной инфраструктуры и согласованность ее с инфраструктурой портов, а также эффективность работы терминалов. «Наиболее эффективно работают перевалочные терминалы в портах Одессы, мощность которых используется на 90%. В то же время данные по отгрузкам через терминалы в портах Николаева свидетельствуют о том, что средний коэффициент использования их мощности составляет около 60%. Если предположить, что в текущем сезоне будет реализован экспортный потенциал, прогнозируемый нами на уровне 30,9 млн т зерна и 3,6 млн т семян масличных культур, то средняя эффективность использования перевалочных мощностей составит около 66%, а это достаточно низкий показатель», — поясняет он. Кстати, слабая загрузка терминалов повышает стоимость перевалки. Перевалка 1 т зерна через украинские терминалы обходится в среднем в $17-23 при среднемировых ценах в $8-12. Аналитик считает, что если в будущем Украина намерена поставлять на мировой рынок 50 млн т насыпных сельхозхгрузов в год и при этом средняя эффективность работы портов будет повышена хотя бы до 75%, то общая перевалочная мощность терминалов превысит 66 млн т в год, что на 11 млн т больше, чем сейчас.

 

В горло не лезет

Опрошенные эксперты считают, что добиться повышения эффективности портовой перевалки не менее сложно, чем найти в порту место для строительства терминала. Андрей Друзяка привел весьма показательный пример проекта строительства портового элеватора холдингом UkrLandFarming, который предполагает строительство силосных корпусов и точек приемки зерна на расстоянии более 600 м от причальной стенки. «Такая геометрия портового элеватора — от «безысходности», нехватки свободных площадей в порту», — говорит экспортер.

Андрей Купченко, в свою очередь, отмечает несколько других, не менее серьезных    инфраструктурных    проблем, снижающих эффективность работы портовых терминалов: плохое состояние дорог, стареющий парк вагонов-зерновозов и несоответствие пропускной способности припортовых железнодорожных станций и интенсивности перевалки. «Ограниченная пропускная способность станций Одесса-Сортировочная и Черноморская, через которые обеспечивается пропуск поездов к зерновым терминалам Одесского порта и порта «Южный», — основной сдерживающий фактор в наращивании перевалки грузов. На Николаевском направлении узким местом в перевалке зерна являются два неэлектрифицированных однопутных участка: Николаев — Долинская и Николаев — Колосовка. На этих участках железную дорогу необходимо расширять до двух путей, а также их электрифицировать»,- говорит г-н Вовк.

Еще одна проблема заключается в том, что крупные терминалы находятся в пределах больших городов, что препятствует интенсивному движению грузового транспорта и не позволяет увеличивать пропускную способность транспортной инфраструктуры. Это создает эффект «бутылочного горлышка». Кроме того, растущая потребность в обеспечении приема большегрузных судов требует дноуглубительных работ в портах и увеличения парка техники для работы на рейде. «Сейчас лишь семь терминалов способны обрабатывать суда типа Рапатах с дедвейтом (масса полезного груза. — Ред.) 70 тыс.т», — говорит г-н Купченко.

Все перечисленные проблемы увеличивают стоимость проектов, сроки их окупаемости и чрезвычайно осложняют жизнь инвесторов. Неслучайно некоторые из них рассматривают возможность строительства портов с нуля. Например, китайские инвесторы хотят построить порт вблизи Евпатории.

 

С верой в лучшее

Тем не менее недостатка в желающих увеличить перевалочные мощности в действующих украинских портах нет. Пока деклараций о намерениях больше, чем реально строящихся объектов. Андрей Купченко отмечает, что, судя по планам, инвесторы при выборе места отдают предпочтение наиболее глубоководным участкам (порты Одессы), чтобы можно было обрабатывать суда с большим дедвейтом. Хотя такое строительство, как уже говорилось, достаточно проблематично, затратно и требует сложных инженерных решений. Что касается терминалов средней мощности, то анонсированные проекты предполагают строительство терминалов мощностью перевалки 4-4,5 млн т в год. «При реализации хотя бы четырех проектов общая мощность перевалки может увеличиться на 16-18 млн т. При надлежащем инвестировании и в отсутствие каких-либо неувязок объекты могут быть сданы в эксплуатацию в течение двух-трех лет», — считает аналитик. По подсчетам Сергея Вовка, прирост зерновых перевалочных мощностей в результате пуска объектов, заявленных к строительству стивидорными компаниями, составит 15,3 млн т в год, зерноторговые компании и агрохолдинги увеличат портовую перевалку на 16 млн т в год, «ГПЗКУ» — примерно на 6 млн т в год, китайские инвесторы — 10 млн т в год. Эксперт не исключает также появления новых проектов, инициированных третьими сторонами, пока публично не заявившими о своих намерениях. «Известные нам проекты по строительству зерновых портовых терминалов предусматривают увеличение перевалочных мощностей на 47,3 млн т — до 87,5 млн т (вдвое. — Ред.). Из анонсированных проектов строительство терминалов общей мощностью 22,3 млн т можно отнести к проектам, реализуемым в ближайшей перспективе — до 2018 г. Остальные стоит рассматривать как «потенциальные» с более удаленной перспективой ввода в строй», — резюмирует г-н Вовк. По его данным, больше всего проектов анонсировано в порту «Южный». В случае их реализации мощности могут увеличиться в общей сложности на 27,5 млн т в год. Мощности терминалов в Николаеве могут вырасти на 6,5 млн т в год в ближайшие два-три года, в Одессе — на 3,3 млн т в год. Было бы что отгружать.


Похожие статьи