Из ювелирной розницы уходят мелкие игроки

gldjewelrusprodНа фоне сворачивания деловой активности в Украине странно было бы ожидать оживления ювелирного рынка. Поэтому участники выставки «Ювелир Экспо Украина», прошедшей в середине мая в Киеве, в большей степени полагались на розничную торговлю. Тем не менее, по словам Евгения Долины, руководителя проекта «Ювелир Экспо Украина» выставочного оператора «Київський міжнародний контрактовий ярмарок» (г.Киев; выставочная деятельность; с 1994 г.; более 50 чел.), оптовые заказчики на мероприятие все же приехали. И поскольку оно, по сути, является стартовым для рынка, выяснял, на что надеяться ювелирам в этом году.

 

Чего им хочется

Как уверяет г-н Долина, на нынешней выставке реализация изделий в розницу даже выросла. За пять месяцев накопился отложенный спрос ценителей продукции ювелирпрома из числа тех, кто не покупал украшения в ювелирных магазинах, рассчитывая отовариться на выставке по более низким ценам. «Люди специально ждали выставку, чтобы выбрать и купить нужную им ювелирную продукцию», — говорит г-н Долина. И добавляет, мол, были среди них и те, кто по доброй традиции привык хранить деньги в «золоте-серебре-бриллиантах». Вместе с тем, по данным участников, на выставке активно приобретались в основном недорогие изделия. «Покупателей было много, но средний чек по сравнению с прошлым годом уменьшился, хоть и незначительно», — отмечает Оксана Назарова, коммерческий директор компании «Столичная ювелирная фабрика» (г.Киев; производство, оптовая, розничная торговля ювелирными изделиями; с 1996 г.; данные о количестве сотрудников не предоставлены). А Игорь Обнявка, начальник отдела сбыта Львовского государственного ювелирного завода (производство, оптовая торговля; с 1944 г.; 384 чел.), говорит, что в этом году в разы увеличились покупки изделий из серебра.

Заметим, что, по данным Государственной пробирной службы, серебряные изделия и в 2013 г. составляли 67% продукции, выпущенной на рынок. А поскольку они дешевле золотых, это свидетельствует о снижении платежеспособного спроса покупателей. Тем более что многие участники рынка осваивают новые технологии, позволяющие уменьшить цену для потребителя и увеличить прибыль за счет снижения себестоимости.

По мнению специалистов, потенциальных потребителей ювелирных изделий условно можно разделить на три группы. Участники первой группы приобретают «ювелирку» в качестве подарка, тем самым способствуя увеличению сбыта у торговцев в канун праздников, а также в «высокий» свадебный сезон (апрель — сентябрь). «Поэтому в последние несколько лет ювелирные магазины охотно пополняют свой ассортимент подобным товаром. Правда, в этом году заметно реже берут дорогие изделия — стоимостью 15-20 тыс.грн», — поясняет Оксана Монахова, директор Мастерской раритетов Монаховой (г.Чернигов; подлаковая миниатюрная живопись; с 1992 г.; 20 чел.).

Участники второй группы, как уже говорилось, рассматривают ювелирные украшения (в частности, с бриллиантами) как особый инвестиционный актив. При этом всплеск покупок украшений с бриллиантами и другими драгоценными камнями приходится на октябрь-ноябрь и декабрь-январь (и, возможно, неслучайно совпадает с сезоном светских раутов, где можно «выгулять» свой ювелирный «гардероб’. — Ред.). Новым для рынка, пожалуй, является интерес к бриллиантовым украшениям со стороны рядовых обывателей.

В третью группу входят потребители, обновляющие свои украшения в погоне за ультрамодными трендами. «Сейчас очень популярны изделия с полудрагоценными камнями»,- отмечает г-жа Назарова.

 

Торг будет неуместен

В розничной торговле ювелирной продукцией развиваются разнонаправленные тенденции. С одной стороны, из нее продолжает уходить малый бизнес, который вел торговлю с прилавков в сетях супермаркетов, в единичных торговых точках и т.п. «Во Львове, например, магазинчики, ранее торговавшие ювелирными изделиями, сейчас переквалифицировались в аптеки. В Киеве, судя по всему, аналогичная ситуация, так как на выставке к нам неоднократно подходили с предложениями взять в аренду помещение для торговли ювелирными изделиями»,- рассказывает Игорь Обнявка.

Тенденция эта, по его мнению, обусловлена фактическим приравниванием обменных операций к продаже товара (согласно п.291.6 ст.291 Налогового кодекса, плательщики единого налога осуществляют расчеты исключительно в денежной форме. -Ред.). Если до принятия Налогового кодекса производители в рамках агентского договора давали предпринимателям новый товар, т.е. обменивали его на старый у потребите-I лей, за что последним полагалась скидка, и тем самым «выручали» производителей, поставляя им лом, теперь этого делать нельзя. «До 2012 г. только наша сеть насчитывала 50 пунктов обмена. Сейчас их нет. Кроме того, сейчас нужно платить НДС, если отдаешь товар на реализацию (что не гарантирует его сбыта. — Ред.). Соответственно, поле возможностей для законопослушных торговцев сужается», — считает г-н Обнявка.

С другой стороны, на фоне увеличения объемов производства ювелирных изделий становится больше магазинов операторов, которые сами производят изделия. «Производители улучшили качество выпускаемой продукции, чтобы выгодно отличаться от конкурентов. Кроме того, в ритейле многие изменили подход к оформлению витрин и размещению товара», — утверждает г-жа Назарова.

По ее словам, их предприятие, которое ранее в основном работало на опт, пару лет назад тоже начало формировать свою сеть, которая сейчас насчитывает около 30 магазинов.

В 2013 г., по словам специалистов, окончательно появились новые для ювелирного рынка форматы ритейла: бриллиантовые бутики премиум-сегмента на центральных улицах городов-миллионников, фирменные салоны обручальных колец ценового сегмента «средний -«дисконт-магазины ценовых сегментов «средний» и «средний -» в торгово-развлекательных центрах, а также брендовые ювелирные салоны.

 

Осторожный ОПТ

Примечательно, что доля отечественного товара на украинском рынке ювелирных изделий в 2013 г., по сравнению с 2012 г., увеличилась на 2 п.п. — до 92%, доля импортного, соответственно, уменьшилась и составила 8%. Эксперты объясняют это разницей во вкусах украинцев и европейцев, которым более подходят сдержанный дизайн и классика. Впрочем, сами игроки рынка считают, что практически любой импортер может найти своих покупателей в Украине ввиду разнообразия потребительских вкусов и «кошельков», это-де вопрос объема поставок и правильной организации дела.

По понятным причинам в этом году объем оптовых заказов в среднем по рынку сократился на треть, а у небольших компаний — вдвое. В условиях неопределенности, говорят специалисты, розничные торговцы опасаются вкладывать деньги в оптовые партии товара.

Не последнюю роль в этом играет повышение отпускных цен на ювелирную продукцию. Все-таки это не товар первой необходимости, и повышение цен чревато оттоком покупателей в рознице. Поэтому оптовые компании, жертвуя прибылью, цены стараются удерживать. «С начала года цены пересчитывали только один-два раза, хотя на рынке они привязаны к курсу доллара и растут. Дело в том, что все сырье закупается на иностранных биржах за валюту», — поясняет Екатерина Чернова, маркетолог торговой марки Kimberli (г.Винница; производство, оптовая, розничная торговля ювелирными изделиями; с 2005 г.; 150 чел.). Причем, удерживая оптовые цены, эта компания пытается нарастить количество оптовых заказов. «На самом деле, опт на рынке не растет. Выходит, мы забираем долю у конкурентов, продукция которых дороже, так как в прошлом году начали осваивать премиальный сегмент. Речь идет о моделях с драгоценными камнями так называемого лимитированного тиража, которыми торгуют в дорогих бутиках», -говорит г-жа Чернова.


Похожие статьи