Итоги избирательной кампании в Украине

508e7eb6c4069Избирательная кампания подошла к концу, и кандидаты изучают рейтинги. На момент сдачи номера в печать результат голосования 25 мая был неизвестен, хотя его уже знают читающие эти строки. Фаворитом президентской гонки оставался Петр Порошенко, который лидировал с большим отрывом: по данным соцопроса, проведенного Центром им.А.Разумкова (г.Киев; с 1994 г.; 25 чел.), он опережал Юлию Тимошенко на 36,2 п.п.. За него готовы были проголосовать 44,6% избирателей.

Главной интригой предвыборной недели был поэтому не столько вопрос о победителе, сколько о том, решится ли исход президентских выборов в первом же туре. Директор социологической службы Центра им А Разумкова Андрей Быченко оценивал вероятность этого на уровне 40%. А зависело все от того, кого в последний момент предпочтут неопределившиеся.

По данным социологов, во втором туре за Петра Порошенко готовы были бы проголосовать 52,2% опрошенных, если бы ему пришлось сражаться с Юлией Тимошенко, а в паре с Сергеем Тигипко -все равно 56,1%.

Сам же вероятный победитель до самого последнего дня упрашивал электорат проголосовать за него сразу в первом же туре: «Уровень дестабилизации, возможно, будет такой, что нам придется бороться за легитимность. Сегодня реально: если не будет выборов в первом туре, второго тура может не быть». Впрочем, в подобной ситуации его мнение сложно назвать непредвзятым.

Помимо президентских выборов, в некоторых городах, в том числе и в столице, голосовали за мэра. Согласно опросу, проведенному Киевским международным институтом социологии (КМИС; с 1992 г.; 270 чел.), участвовать в выборах городского головы собирались 90% киевлян. При этом 25% на момент опроса еще не определились с кандидатом.

 

Все на выборы

Задачей властей было проведение президентских выборов так, чтобы трудно было поставить под сомнение их легитимность.

Главная проблема — ситуация в Донецкой и Луганской областях: на момент сдачи номера в печать были захвачены 16 из 34 окружных избирательных комиссий. Вооруженные люди, называющие себя представителями самопровозглашенных «народных республик», обещали всячески помешать проведению выборов.

В Донецком горсовете заявляли, что работа окружных избиркомов в городе парализована на 80%. «На 42-м округе помещение избирательной комиссии занято и опечатано представителями ДНР. В 43-м округе ополченцы изъяли необходимую технику, а в 44-м округе сторонники федерализации похитили главу избирательного округа», -сообщил член горсовета, сформированного до провозглашения ДНР.

В свою очередь глава «Верховного совета» ДНР, бывший функционер пирамиды «МММ» Денис Пушилин объяснял, что выборов, дескать, не хотят простые местные жители: «Разговаривают с главами комиссий и закрывают участки. На выборы в Донецке пойдут единицы, если таковые вообще здесь пройдут».

Несмотря на все вышесказанное, глава Комитета избирателей Украины (г.Киев; с 1994 г.; 270 чел.) Александр Черненко прогнозировал явку по стране выше 70%, хотя, по данным соцопросов, в Донбассе собирались голосовать всего 40-45% жителей. Закономерно подводят крымчане: только 5 тыс. из 1,2 млн крымских избирателей выразили желание проголосовать, ведь для этого надо было выбрать место за пределами полуострова.

При этом г-н Черненко говорит, что в Киеве и в Западной Украине готовность принять участие в выборах Президента «заоблачная». «Здесь же, в Киеве, где обычно голосует не более половины избирателей, сегодня более 70% готовы прийти на выборы»,- поражался эксперт 21 мая.

Тем не менее, сколько бы участков ни было задействовано и сколько избирателей бы ни пришло, Президент может быть избран теми, кто все-таки принял участие в голосовании. Именно это стало еще одним формальным поводом для критики со стороны России. «С выполнением демократического принципа — обеспечение подлинного всенародного характера выборного процесса — в Украине, конечно, большие  проблемы, — заявил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич. —

Получается, что президент будет избран любым относительным числом голосов избирателей, которые проголосовали за того или иного кандидата, даже если это один избирательный участок в какой-нибудь одной области».

Украинские же власти смотрят на ситуацию достаточно оптимистично. «Выборы будут проведены. Наши Вооруженные силы обеспечивают законность и правопорядок», — заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Подобную уверенность демонстрировал и секретарь СНБО Андрей Парубий: «В большинстве районов Донецкой и Луганской областей, я уверен, выборы состоятся под полным контролем украинских властей».

Давайте жить дружно

Дабы выполнить обещания, власти попытались хоть как-то загладить конфликт на востоке страны накануне голосования. Очередной общенациональный «круглый стол», в котором приняли участие политические и общественные деятели, на сей раз в Николаеве, прошел 21 мая. Специальный представитель председателя ОБСЕ, посол ОБСЕ Вольфганг Ишингер положительно оценил результаты первых встреч и добавил: «Я бы провел еще один «круглый стол», завтра или послезавтра». Однако в правительстве ответили, что новых мероприятий до 25 мая не планируют. Примечательно, что провести «круглый стол» в Донецке не удалось.

Еще одной попыткой примирения стал Меморандум взаимопонимания и мира, принятый Верховной Радой во вторник, 20 мая. За него не голосовали депутаты от ВО «Свобода» и КПУ Меморандум обещает проведение конституционной реформы в Украине, которая закрепит парламентско-президентскую форму правления, а также говорит о намерении обеспечить полномочия регионам и децентрализацию власти. В Меморандуме нет положения о внеблоковом статусе и прямых выборах руководителей регионов жителями областей, но есть обязательство принять закон о местных референдумах. Кроме того, в документе высказано намерение не преследовать тех, кто разоружится и вернет городам административные здания. «Верховная Рада обязуется принять закон о недопущении уголовного преследования граждан за участие в массовых акциях в Украине, при условии освобождения ими захваченных админзданий, других общественных мест и добровольного сложения оружия, за исключением лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления против жизни и здоровья людей»,- говорится в Меморандуме.

А вот по языковому вопросу политики долго не могли прийти к решению: положение по русскому языку было изменено перед голосованием. К нейтральному «наряду с конституционным статусом украинского языка как государственного Верховная Рада Украины обеспечит гарантирование статуса русского языка» добавилось еще одно предложение: «Государство будет гарантировать поддержку языков национальных меньшинств в местах их компактного проживания».

Меморандум был воспринят по-разному. Внешняя служба ЕС распространила заявление, в котором приветствовала его принятие и «инклюзивный процесс, в частности, «круглые столы», прошедшие в последние дни, что привело к этому соглашению по жизненно важным для всех украинцев вопросам». А вот руководители «ДНР» его отвергли. Денис Пушилин назвал Меморандум «очередным актом популизма», несмотря на то, что туда были включены, казалось бы, все «хотелки» сторонников федерализации. МИД РФ высказалось чуть мягче, назвав документ «понятным, хотя и запоздалым шагом в направлении реализации женевского соглашения». Украинская сторона, в свою очередь, отмечает, что российское руководство свои «женевские» обязательства вообще не спешит выполнять.


Похожие статьи