Как дела после аннексии у бизнеса в Крыму?

2Аннексия Крыма коснулась всех предпринимателей полуострова без исключений — от владельцев заводов до представителей малого бизнеса. Изменения в законодательстве, сложности в организации поставок через новую границу, уход украинских банков и появление российских конкурентов — вот то, с чем приходится сталкиваться бизнесменам. Одни международные и украинские компании свернули работу, другие предпочли остаться.

 

Финансы и кредит

Банки, имеющие лицензию НБУ, свернули работу в течение месяца после референдума. На момент аннексии на полуострове работали 80 кредитных организаций. Быстрая капитуляция стала следствием заявления Нацбанка от 6 мая о том, что они обязаны прекратить деятельность из-за особого правового режима: регион считается временно оккупированным. При этом шести банкам запретил работать еще и Центробанк РФ, мотивируя свое решение тем, что эти финучреждения фактически остановили работу и закрытие — единственный способ защитить клиентов и вкладчиков. Из тех, кто регистрировался в Украине, остались только местные банки -«Морской» и Черноморский банк развития и реконструкции. При этом Банк России сообщил, что до 1 января 2015 г. они могут работать без российской лицензии. На рынок мало-помалу начали выходить новые, российские, игроки. К примеру, Российский национальный коммерческий банк, открывший 139 отделений. Результаты остальных еще скромнее: Крайинвестбанк, Генбанк, «Джаст Банк», «Первомайский», «Рублев» и некоторые другие пока обзавелись лишь несколькими отделениями.

Эта ситуация серьезно усложнила работу предпринимателей, привыкших сотрудничать с украинскими банками, переводить деньги на материк и брать кредиты. Чтобы простимулировать бизнес, новые власти Крыма пообещали выделить 3 млрд руб. Министр финансов Крыма Владимир Левандовский заявил: «Уже около 50 фирм изъявили желание с нами работать. Мы будем выдавать кредиты под 8-9% годовых». Однако $87 млн — ничтожная сумма, чтобы спасти всех утопающих.

 

Тащить и не пущать

Еще одна проблема, с которой столкнулся крымский бизнес, — появление новой границы, а значит, увеличение сроков доставки товаров и досмотры. Иллюстративным является пример транспортной компании «Новая почта», которая занимается доставкой посылок по всей Украине. Когда «зеленые человечки» только объявились в Крыму и начались первые проблемы с пропуском на территорию полуострова, «Новая почта» временно приостановила работу с АРК. Но сейчас руководство компании сообщает, что при наличии правовой возможности не уйдет из Крыма. «Там есть 600 человек нашего персонала. Мы приняли решение продолжать работу», — говорит операционный директор компании Владимир Побережнюк. По его словам, таможенный досмотр — главная сложность, потому что остаются опасения, что в коробках могут содержаться запрещенные товары и оружие. «Мы будем принимать посылки в Крым и из Крыма в открытом виде, чтобы не нарушать законодательство и не позволять делать это клиентам», — заявил генеральный директор и соучредитель компании Вячеслав Климов. При этом «Новая почта» была вынуждена повысить плату за услуги для полуострова: ввести корректирующий коэффициент, по которому стоимость умножается на 1,25.

С перевозкой через границу возникли проблемы не только у «Новой почты». Молочная компания Danone не смогла провезти на полуостров товар с херсонского завода «Данон Дніпро» — партию заблокировали на въезде в Крым. Таких историй десятки, ведь злобствовать пропускающие начали сразу после референдума. В начале апреля Россельхознадзор не позволил провезти через приграничное село Чонгар 20 тыс. саженцев винограда и 21 т овощей, аргументировав свое решение отсутствием фитосанитарных сопроводительных документов, необходимых для пересечения российско-украинской границы. Тогда же Роспотребнадзор взялся за молочную и сырную продукцию. Он заворачивал фуры таких производителей, как ЧП «Рось» Ахтырский сыркомбинат, АО «Пирятинский сыркомбинат», ООО «Гадяч-сыр», ПАО «Золотоношский маслодельный комбинат» и ООО «Техмолпром». В итоге, украинские сыры не поставляются на территорию Крыма.

Страдают из-за новообразовавшейся границы и мелкие предприниматели. «Я четыре года возила одежду из Одессы, последнюю партию привезла в конце апреля, — рассказала у частный предприниматель Елена Мальченко, работающая в Симферополе с 2010 г. — На границе мы провели полночи, перенервничали, и, честно говоря, я не знаю, как поеду за осенней одеждой».

 

По живому

Но одними из самых серьезных испытаний, выпавших на долю крымского бизнеса, стали разрыв старых связей с поставщиками и необходимость срочно искать новых. Алексей Дорошенко, директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей (г.Киев; с 2010 г.; около 100 участников), говорит, что сейчас в торговых сетях распродают товарные запасы. Проблема в том, что в России закупать невыгодно, а в Украине — все сложнее. «У российских поставщиков товары дороже минимум на 40%, еще 10% прибавит доставка. То есть в рознице цены повысятся более чем на 50%, а крымчане вряд ли этому обрадуются», — поясняет г-н Дорошенко.

Однако крымские власти не спешат входить в положение предпринимателей. Первый заместитель председателя Совмина АРК Рустам Темиргалиев твердо заявил, что розничные сети должны переориентироваться на поставщиков из Российской Федерации: «Менять логистику все равно придется, в первую очередь крупным торговым сетям, что значительно упростит расчеты между поставщиками и торговыми организациями». Чиновник попытался сгладить впечатление от фактического перекрытия сухопутного сообщения и заявил, что между Крымом и Краснодарским краем курсируют аж четыре парома.

Кроме того, власти изъявили желание контролировать ценообразование. В частности, исполняющий обязанности губернатора Севастополя Сергей Меняйло заявил, что берет цены под свой контроль и активно ведет переговоры с фирмами РФ относительно выхода их на рынок Севастополя. Украинские компании знают наше условие: переход на российские цены с российским рублем или уход с рынка Севастополя», — говорит г-н Меняйло (получается, что если обычно государство старается удерживать цены на низком уровне, то здесь, наоборот, заставляет цены повышать. — Ред.).

Владельцы магазинов сетуют, что продукция уже сильно подорожала. Украинские поставщики повышают цены, потому что возникли сложности с перевозками. Российские товары в принципе дороже, например, цены на спиртное и табак вдвое выше. Мы будем вынуждены закупать в России, потому что украинской продукции становится все меньше», — рассказывает Анна, совладелица двух продовольственных магазинов в Симферополе. С проблемой поиска новых связей столкнулись и производители. Татьяна Заяц, директор компании «Алькона», специализирующейся на производстве дизель-генераторов, говорит: У нас поставки были частично из Украины, частично — из западных стран. Сейчас поставок нет».

 

Торг неуместен

Вслед за банками с полуострова побежали ритейлоры. По словам Алексея Дорошенко, основная причина — невозможность вывести деньги с полуострова. Украинские банки под запретом, безналичные расчеты не проводятся. Ритейлоры в буквальном смысле сидят на чемоданах с деньгами, ведь они не могут закупать товар только у местных поставщиков, чьи запасы ограниченны», — поясняет он. Прежде всего это коснулось тех, кто работает с продуктами питания. Покинула Крым торговая сеть «Фора», входящая в состав Fozzy Group и владевшая шестью магазинами на территории полуострова. Закрылись рестораны японской кухни «СушиЯ». А в компании «Фуршет» сообщили, что отгрузка товаров в крымские супермаркеты сети прекратилась больше недели назад.

Некоторые магазины одежды и обуви приняли такое же решение — свернуть проекты. Одними из первых после аннексии приостановили работу пять крупных ритейлоров, контролирующих около 50 брендов одежды и обуви. В симферопольских торговых центрах не открылись бутики компании Inditex, которая контролирует всемирно известные бренды Zara, Bershka, Stradivarius, PulL&Bear, Massimo Dutti и Oysho.

 

Компания MTI, продающая обувь под брендами «Интертоп» и Plato, закрыла пять своих магазинов. Однако Александр Фиалка, управляющий партнер Украинской ассоциации ритейлоров (г.Киев; с 2013 г.; около 40 компаний), уверен, что для некоторых владельцев бизнеса уход с крымского рынка — не окончательное решение. «Многие ритейлоры просто взяли паузу. Сейчас никто не хочет рисковать: есть вероятность блокирования товара, неполучения выручки, сложностей с инкассацией и забором товара», — отмечает он.

Нашлись и сумевшие сохранить торговые сети на аннексированной территории.

Один из способов удержаться — смена управляющей компании. Например, французская группа Auchan решила передать крымский гипермаркет из управления ООО «Ашан Украина Гипермаркет» московскому подразделению ООО «Ашан». В свою очередь, немецкая Metro Group, владеющая двумя центрами оптовой торговли в Симферополе и Севастополе, создала отдельную управляющую компанию і Retail Property. Ранее магазины этой сети контролировала «МЕТРО Кеш энд Керри Украина».

 

Безводна и пуста

Одной из проблем, а также формальным поводом для придирок к украинскому бизнесу, оставшемуся в Крыму, является перерегистрация в соответствии с российским законодательством. Под ударом оказались и такие крупные промышленные компании, как производитель диоксида титана «Крымский титан» и изготовитель технической кальцинированной соды Крымский содовый завод, обеспечивающий 80% потребностей Украины. Оба предприятия принадлежат Group DF Дмитрия Фирташа. Долгое время производитель соды не хотел перерегистрироваться, но, по словам Рустама Темиргалиева, сейчас вопрос уже решился. Ранее премьер-министр Крыма Сергей Аксенов угрожал олигархам отъемом собственности: «Могут быть любые санкции, вплоть до того, что будет введено временное

управление их имуществом, хотя я против таких радикальных шагов».

Оба завода столкнулись также с проблемой нехватки воды. По словам члена президиума Госсовета Крыма Эдипа Га-фарова, ПАО «Крымский содовый завод» и ЧАО «Крымский титан» не смогут продолжать работу после 10 июня, если Украина не возобновит подачу воды по Северо-Крымскому каналу: «У них запас – около 7 млн куб.м воды, этого хватит до 10 июня. Эти заводы могут встать окончательно».

О сокращении водозабора говорят также в пресс-службе Group DF: «Заводы работают в обычном режиме, и мы рассчитываем, что после проведенных мероприятий ее хватит на весь 2014 г.».

Вода для Крыма — вечная больная тема, и ситуация меняется каждый день. Согласно последним обещаниям крымских властей, проблему удастся решить за счет наполнения Феодосийского водохранилища водой из предгорного Крыма. Однако вероятность этого крайне мала, потому что предыдущие обещания касательно воды не выполнялись.

 

Портанули

Крупному бизнесу, в том числе и работающему на территории материковой Украины, возможно, предстоит адаптироваться к изменениям транспортной системы. Во всяком случае, г-н Темиргалиев уверяет, что у Крыма появился целый «системный план развития», который обещает представить 1 июня. Согласно его анонсам, напоминающим планы строительства Нью-Васюков, в Симферополе и Феодосии появятся новые кольцевые дороги, а столица Крыма будет соединена с Керчью прямой железной дорогой, а не через Джанкой, как сейчас.

Единственным исполнимым пунктом «плана» кажется обещание закрыть порты Феодосии и Евпатории, расположенные в городской черте. С учетом перевалки на рейде в Керченском проливе крымские порты обрабатывали 15-20 млн т грузов в год — около одной десятой части грузооборота украинских портов. При этом существовала    четкая    специализация.

8 частности, в 2013 г. через них прошло 15,4% продукции украинской черной металлургии, которая перевозилась морем. Основным звеном перевалки был терминал «Авлита» в Севастополе. Он принадлежит компании «Портинвест» подконтрольной корпорации «СКМ» Рината Ахметова. В 2013 г. через «Авлиту» прошло 3,18 млн т металла из 3,22 млн т, принятых крымскими портами.

Через перевалочные терминалы также отправлялось на экспорт зерно. В 2013 г. его было перевалено 1,4 млн т. И большая часть была переправлена «Авлитой». Теперь Украина, скорее всего, будет пользоваться терминалами в Херсоне, Николаеве и Большой Одессе: их мощности по перевалке зерна составляют примерно 50 млн т.

Львиную долю в крымской перевалке занимают наливные грузы — в прошлом году их было переправлено 4,2 млн т. Нефть и нефтепродукты шли в основном через Керчь и Феодосию. Керчь переправляла 1,9 млн т.Феодосия — 2,1 млн т.

По мнению бывшего первого заместителя министра инфраструктуры Украины Константина Ефименко, грузы будут переориентированы на Николаев и Одессу. Железорудное сырье отправится в порт «Южный», зерно и металл — в Николаев и Одессу. Нефтяные грузы — в Одесский нефтеперевалочный комплекс, имеющий большой запас мощностей. «Вдобавок у нас есть нефтебазы в Ильичевске и Николаеве, они сейчас загружены мало», — поясняет г-н Ефименко.

При этом судьба крымских портов меняется постоянно: в последний раз министр транспорта Крыма Юрий Шевченко и вовсе заявил, что говорить о масштабном развитии пока преждевременно. По его словам, перевалка грузов с полуострова почти не ведется, поскольку порты работали в основном с Украиной. Так, он уклончиво заявил: «Если завтра политическая обстановка изменится и отношения с Украиной наладятся, тогда и порты можно развивать».

 

Затуркані

Надежды крымских предпринимателей, живущих в приморских городах, традиционно связаны с туристическим сезоном. Тем более что в этом году крымские власти обещали освободить курортные предприятия, в том числе санатории и детские лагеря, от уплаты НДС. Российские политики также строят амбициозные планы в отношении крымских курортов. Заместитель председателя Федерального агентства «Ростуризм» Григорий Саришвили и вовсе заявил, что Крым сможет конкурировать не только с Турцией, «но и со всеми другими пляжными курортами». По его мнению, на международный уровень можно выйти за два-три года. Кроме того, Россия объявила, что собирается реконструировать курортно-оздоровительные комплексы и потратить на это 4 млрд руб. Такую цифру назвала министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова

А вот тем, кто сдает квартиры отдыхающим, придется не так хорошо. Появились минимальные ставки налога на доходы граждан от сдачи квартир внаем: за помещение площадью не более 50 кв.м придется платить по 12 руб./кв.м в месяц, а более 50 кв.м — 20 руб./кв.м. При этом местные власти могут устанавливать повышающие коэффициенты — вплоть до пятикратного размера. Например, в Ялте систему коэффициентов уже разработали.

Для прибрежной зоны, в зависимости от площади квартиры, налог составит 30-50 руб./кв.м, для прилегающей к прибрежной — 24-40 руб., для остальной части города — 12-30 руб./кв.м. В горсовете Ялты отметили: «Мы не должны сильно завышать коэффициент, если не хотим, чтобы этот бизнес оказался в тени». При этом не учитывается то, что он и так в тени. По данным Александра Лиева, занимавшего ранее должность министра курортов и туризма АРК, около 80% отдыхающих останавливаются в нелегализованных частном секторе и мини-отелях.

Кроме того, эксперты считают, что сезон окажется провальным: в 2013 г. из 6 млн человек, посетивших полуостров, 70% составляли жители Украины. «Конечно, Крым не соберет столько туристов, — говорит Александр Новиковский, президент Ассоциации лидеров турбизнеса Украины (г.Киев; с 2007 г.; 19 членов). — Местные предприниматели сначала радовались присоединению к России, потом жаловались на то, что клиентов нет, а сейчас даже говорить отказываются». По его словам, основной поток украинских туристов переориентируется на Херсонскую, Николаевскую и Одесскую области.

Впрочем, среди предпринимателей, которые работают в курортной отрасли, есть и не согласные с экспертами. «Люди приедут, когда море прогреется. Серьезных опасений у нас нет. Наоборот — делаем пристройку, отремонтировали крышу, т.е. готовимся к тому, что клиентов станет больше», — говорит Алевтина Пахомчук, заместитель директора мини-отеля «Ласточка» (г.Алушта; с 2006 г.; 6 чел.).

 

Все там будем

Единственные из предпринимателей, кто точно не унывает, оказавшись в ситуации неопределенности, — это, пожалуй, работники сферы услуг. По мнению Ольги Павленко, психотерапевта и основательницы ЧП «Понимание» (г.Симферополь; с 2008 г.), предприниматели, которые быстро сумеют прийти в себя, без прибыли не останутся. «Конечно, у нас сейчас переходный период, но главное — успеть перестроиться, и тогда все сложится лучше, чем ранее в Украине», — говорит она. Мало пострадал и бизнес Рустама Меметова, владельца стоматологической клиники «Дента» (г. Севастополь; с 2012 г.; 6 чел.). «Клиентов в период оккупации стало меньше, это правда, — признает г-н Меметов.


Похожие статьи