Пострадал ли от сегодняшней ситуации в стране рынок бассейнов

9401Что делать: продавать имущество и уезжать из страны или продолжать строить дома и обустраивать их? По мнению участников салона Basseyn Pool, организованного в рамках 16-й Международной выставки «Аква-Терм Киев 2014», прошедшей 13-16 мая, именно этот вопрос сейчас задают себе многие потенциальные покупатели бассейнов в Украине. И, похоже, склоняются к тому, чтобы отложить покупку до лучших времен. По подсчетам организаторов форума, по сравнению с выставкой 2013 г. площадь экспозиции сократилась на 32% (с 25 тыс.кв.м до 17 тыс.кв.м), количество участников — на 41,5% (с 636 до 372 компаний, включая представителей рынков отопления, водоснабжения, вентиляции, кондиционирования, возобновляемой энергетики, сантехники).

При этом нельзя не отметить, что посетителей было меньше всего на 8,8%. Кроме того, организаторы считают, что первые три дня выставки прошли гораздо активнее, чем год назад. «Многие участники были приятно удивлены уровнем посещаемости, поскольку не особо рассчитывали на активный интерес к экспозиции в это непростое время», — говорит Елена Кононенко, руководитель проекта «Аква-Терм Киев» (международный выставочный оператор ДП «Премьер Экспо»; г.Киев; с 2001 г.; около 90 чел.). Особенностью салона стал приток новых участников, их было около 16%, а среди посетителей преобладали профессионалы — около 90% (дилеры оборудования, компании, занимающиеся коттеджным строительством, владельцы и топ-менеджеры спортивных и общественных заведений: спортзалов, велнес- и оздоровительных центров, частных клиник, гостиничного сектора и т.п.). Игроки рынка говорят, что основными заказчиками бассейнов остаются все же частные покупатели. Именно они, по разным оценкам, обеспечивают продавцам бассейнов 85-95% оборота в денежном выражении. И именно из-за их пассивности операторы ожидают, что нынешний сезон может стать провальным. Впрочем, на рынке есть и оптимисты. «В прошлом году мы продали вчетверо больше бассейнов и spa, чем в 2012 г. Надеемся, что 2014 г. будет не хуже», — говорит Валерий Луцко, директор компании «Планета воды» (г.Киев; реализация стекловолоконных бассейнов, акриловых ванн с гидромассажем, мебели для ванных комнат и т.д.; с 2002 г.; 10 чел.). Хотя на чем основан этот оптимизм — осталось загадкой.

 

Заплыв в ширину

В лучшем положении оказались компании, чьи заказчики оговаривали строительство бассейнов на этапе проектирования дома еще в 2012-2013 гг., а в этом году, построив дом и подготовив все необходимое, доводили начатое до конца. А вот с новыми заказами, к реализации которых можно было бы приступить в 2014-2016 гг., по словам операторов, «напряженка». «Звонят, интересуются, но дальше этого дело не идет», — сетует участник рынка, пожелавший остаться неназванным.

Операторы утверждают, если их пессимистические ожидания оправдаются, то уже в этом году рынок могут покинуть некоторые небольшие и средние по величине компании, поскольку они менее защищены от сокращения реализации. «Такие компании — как правило, узкоспециализированные. Если нет заказов, то нет и средств для содержания офиса, сайта и т.д.», — поясняет Игорь Ковальчук, коммерческий директор компании «Лайнэкс» (г.Киев; строительство и обслуживание бассейнов, продажа сопутствующего оборудования; с 1998 г.; 15 чел.). Крупные игроки и операторы пошустрее, оглядываясь на кризис 2008-2009 гг., пришли к выводу, что выжить в тяжелые времена помогают уход от специализации и расширение перечня выполняемых работ, а именно: помимо строительства и обслуживания бассейнов они предлагают подведение отопления, канализации, водоснабжения в дома, квартиры, промышленные и складские здания и т.д.

Кроме того, дополнительный заработок может принести торговля соответствующим оборудованием и материалами, а также мебелью для ванных комнат, душевыми кабинами и т.д. Хотя строители бассейнов не особо рвутся торговать, поскольку в розничной торговле -жесткая конкуренция, а оптовая торговля связана с большими капиталовложениями и серьезными рисками. «Оптовая торговля для лидеров рынка — не закономерность, а вынужденная реальность. Приходится рисковать и вкладывать сравнительно большие средства. При этом важно вовремя импортировать продукцию по выгодному курсу и сформировать складские запасы до начала сезона реализации»,- отмечает г-н Ковальчук.

Впрочем, некоторые игроки свои преимущества видят именно в специализации. «Наша компания не меняла и не расширяла перечень предоставляемых услуг с наступлением кризиса. Мы дорожим доверием клиентов и лидирующими позициями в бассейновой отрасли, а узкая специализация позволяет поддерживать высокое качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. В текущем году мы даже расширили модельный ряд бассейнов до 26 моделей и теперь имеем едва ли не самый широкий ассортимент среди бассейновых компаний», — говорит Ирина Березина, начальник отдела продаж компании «Водный мир» (г.Киев; строительство бассейнов, реализация сопутствующей продукции; с 2004 г.; 20 чел.).

 

Потенциал

По словам участников, если количество игроков сократится, то с повышением спроса операторы вернутся на рынок. Поскольку потенциал этого рынка достаточно велик.

Во-первых, отнюдь не все желающие приобрели бассейн, и можно рассчитывать на фактор отложенного спроса.

Во-вторых, по мнению игроков, со временем будет меняться «лицо» заказчика, как это произошло в Европе. Если раньше бассейны заказывали только потребители с высоким уровнем доходов, то со временем их начнут покупать представители среднего класса (хочется в это верить. — Ред.). «В Украине типичный заказчик бассейна — это, как правило, владелец сравнительно большого загородного дома, который ездит на авто верхнего ценового сегмента, а в Чехии, к примеру, — это представитель среднего класса. Для европейцев бассейн -не роскошь, а залог здоровья семьи», — говорит Александр Орсаг, руководитель дилерской сети компании «Альбион Групп» (г.Киев; реализация бассейнов, оборудования для бассейнов, установок биоочистки хозяйственно-бытовых стоков и т.д.; с 1990 г.; 40 чел.). К слову, как рассказал г-н Орсаг, в Украине строится 1-2 тыс. средних и крупных бассейнов в год, а в Чехии ежегодно только одна компания реализует 0,8-1 тыс. бассейнов.

В-третьих, большинство уже построенных бассейнов, в основном тех, которые старше пяти лет, нуждаются в замене оборудования, обновлении технологий очистки, водоподготовки, энергосбережения. По разным оценкам, это 70-80% ранее построенных бассейнов. «Причин для такой замены несколько: экономия заказчика при строительстве, которая негативно сказалась на качестве бассейна, развитие современных технологий. К тому же строители и монтажники набрались опыта и начали выпускать более качественные бассейны», — поясняет г-н Ковальчук.

Есть еще одна скрытая возможность для компаний, работающих на этом рынке, — общественные и коммерческие бассейны, на которые приходится, по разным оценкам, 5-15% реализации, хотя потенциально их доля могла бы составлять 30-40%. Речь идет о фитнес-клубах с закрытыми spa- и спортивными бассейнами, которые активно строились в последние несколько лет, а также о гостиницах и курортных объектах. Наличие открытого бассейна в отеле на берегу моря означает возможность начать пляжный сезон чуть ли не в апреле, а оборудованный закрытый бассейн плюс spa-комплекс позволяют гостинице или пансионату перейти на круглогодичный режим работы. Операторы надеются, что конкуренция между гостиницами и курортными объектами в части ассортимента и качества предоставляемых услуг будет ужесточаться.

К сожалению, как рассказали игроки рынка, пока заказчики в коммерческом и общественном сегментах по-прежнему устанавливают небольшие бассейны в минимальной комплектации, оставляя «на потом» возможность расширения.

 

Потери

Ощутимым ударом для некоторых компаний стала аннексия Крыма. Операторы, которые имеют представительства в Крыму, предполагают, что от них придется отказаться. «Кроме бассейнов мы продаем сопутствующее оборудование. Поскольку в России есть свои игроки, которые реализуют то же оборудование, что и мы, соответственно, есть вероятность, что нам придется уйти из Крыма, уступив место российским компаниям. Хотя окончательное решение еще не принято. Если будет малейшая возможность там остаться, мы ею воспользуемся», — говорит участник рынка, пожелавший остаться неназванным. Некоторые игроки полагают: пока отечественные транспортные компании возят товары в Крым, а российские бассейнщики не интересуются этим рынком, компании с «украинскими корнями» смогут работать в регионе. «В этом году российские компании вряд ли проявят интерес к рынку Крыма. Но если ничего не изменится, в следующем году на территории Крыма придется конкурировать с российскими игроками», — считает Вячеслав Зиборов, управляющий партнер компании «Ювента-групп» (г.Киев; производство и реализация бассейнов; оборудования для очистки воды и т.д.; с 2003 г.; 35 чел.).


Похожие статьи