Развитие внутреннего регионального туризма

odessa-vozduhМайские каникулы и отпуска, по итогам которых туроператоры строили прогнозы на летний сезон, свидетельствуют о том, что украинцы слабо настроены на путешествия и не готовы планировать отдых заранее. По крайней мере, на ближайшие два месяца. Согласно предварительными итогам, озвученным

Туроператорами выездного и внутреннего туризма, большинство из них потеряли более 40-50% клиентов по сравнению с майскими праздниками 2013 г. Тем не менее большая часть туркомпаний надеется на возобновление спроса после президентских выборов и возможную нормализацию обстановки в стране.

При этом большинство туроператоров уверяют, что этим летом туристы будут ориентироваться на бюджетный отдых в соседних с Украиной странах Европы или же на родных просторах.

 

На что напирают

Как заметила Светлана Шуст, директор представительства компании «Кандагар» (г.Киев; с 2005 г.; 25 чел.), в начале этого сезона украинцы стали больше интересоваться путешествиями по стране. Правда, спрос неоднороден. Если, например, сезон на побережье Азова и в столице был практически сорван еще до его открытия до в Одесской, Николаевской, Херсонской областях и Западной Украине ситуация лучше. Туроператоры при этом напирают на особенности своих регионов. Например, Тамила Рзаева, председатель Союза профессионалов SPA, отелей и Wellness-курортов Украины (г.Киев; с 2004 г.; объединяет около 400 объектов), считает, что Одесса давно переплюнула Крым по количеству и качеству таких объектов, а лечиться в санаториях Западной Украины можно, не опасаясь за свою безопасность. В Ивано-Франковской области операторы больше акцентируют внимание на сельском туризме и отдыхе в Буковеле (куда, кстати, переезжает «Артек»), в Николаевской и Херсонской областях — на экскурсионном и активном (можно даже сказать — военном. — Ред.) туризме. Примечательно, что изменение настроений украинцев стимулирует туроператоров, ранее ориентированных на Крым и зарубежье, открывать департаменты внутреннего туризма и в срочном порядке не только изучать региональные возможности в интернете, но и на ходу обучать персонал, проводя при содействии местных принимающих компаний и отельеров, начавших объединять финансы для проведения информационных кампаний, ознакомительные поездки по регионам. Что в большинстве случаев приводит к заключению договоров с новыми партнерами. При этом, уверяет г-жа Шуст, недавно вернувшаяся из такой поездки, состояние отельной базы в прибрежных районах Николаевской,Херсонской, Одесской областей ничуть не хуже ,чем в Крыму, не говоря уже о более вместительных пляжах. Кроме того, в этих регионах имеются возможности для насыщения пляжного отдыха экскурсионной программой. Вполне понятно, что ввиду долголетнего отсутствия какой-либо масштабной маркетинговой политики продвижения туризма в этих регионах, условий для цивилизованного приема групповых туристов в природных парках и слабого развития инфраструктуры на объектах для показа (из-за чего туристам известны в основном только некоторые пляжные курорты, например Коблево в Николаевской области), речь идет о скромных предложениях. Например, о посещении имеющихся музеев, зоопарков, однодневных сафари, наблюдении за природой в национальных парках, рыбалке, посещении соляных шахт и оздоровлении вблизи минеральных озер. Но участники рынка уверены, что происходящие в Украине события и патриотический подъем будут стимулировать владельцев экскурсионных объектов развивать инфраструктуру и направлять туризм в регионах в более цивилизованное русло. Как это, например, происходило в Ивано-Франковске (сельский туризм, создание сети веломаршрутов, фестивальное движение) или Каменце-Подольском в Хмельницкой области (театрализованные шоу в крепости и пр.). Не говоря уже о Львове, где благодаря объединению креативных идей и возможностей туркомпаний, отельеров, владельцев туристических объектов, ресторанов, кафе, аниматоров и властей был создан самый известный в Украине туристический кластер, на посещаемость которого в этом сезоне никакие катаклизмы почти не повлияли.

 

Что будет

Несмотря на неудачное начало турсезона, в большинстве туркомпаний считают, что в целом он будет не таким уж провальным. Тем более что, по словам специалистов, в конце мая украинцы таки начали предварительное бронирование. Другое дело, что туристы, ориентированные на выезд и путешествия внутри страны, интересуются прежде всего экономным отдыхом. При этом если «выездники» могут летом потерять не менее 30% туристов, операторы внутреннего туризма, скорее, их приобретут. Тем более что, если судить по прейскурантам, отдых в Западной Украине и Причерноморье обходится дешевле. Принимая во внимание то, что наиболее известные объекты в этих регионах будут загружены под завязку, некоторые туроператоры намерены осваивать малоизвестные туристам пляжи Сергеевки, Курортного, Николаевки, Приморского, Катранки (Одесская обл.), Очакова, Рыбаковки, Кинбурнской косы (Николаевская обл.), Скадовска, Лазурного (Херсонская обл.). И если ранее инфраструктура этих регионов развивались неторопливо, то уже в этом сезоне ситуация начнет меняться. Более того, уже в прошлом году некоторые из них не только разработали информационные путеводители для туристов, но и начали совместно с местными властями создавать общественные структуры и комиссии для продвижения собственного турпродукта среди туроператоров из других регионов. Хотя говорить о существенных результатах еще рановато. Поэтому многие туроператоры склоняются к тому, что характерной особенностью этого сезона будет то, что большинство клиентов туркомпаний составят жители прилегающих к курортам областей, которые в целях экономии средств готовы закрыть глаза на многие нюансы регионального туризма. Что, впрочем, уже неплохо.


Похожие статьи