Рынок электронной коммерции

E-commerceВ прошлом году рынок электронной коммерции в Украине вырос более чем на 40% и достиг $1,6 млрд. Такой рост эксперты объясняют прежде всего переходом от офлайн- к онлайн-торговле или мультиканальной (когда у ритейлера есть и онлайн-площадка, и точки розничной продажи). Подтверждение тому — три крупных игрока офлайн-рынка в рейтинге: «Алло» (№2), «Фокстрот» (№4) и Comfy (№10). На финансовых результатах компаний отразились и возросшие интернет-продажи в регионах. «Этому способствует ряд факторов: от проникновения интернета до офлайн-рекламы. Не менее значимым инфраструктурным фактором является налаженный процесс доставки в регионы, удобные сервисы и тарифы, которые предоставляют частные почтово-логистические компании», — отмечает Валентин Калашник, президент УАДМ. По данным Prom.ua, чья выручка по итогам 2013 года составила $150 млн, более 70% заказов на их площадке были межрегиональными.

Лидирующими по-прежнему остаются сегменты «электроника и бытовая техника» и «одежда». Но если продажи электроники в среднем выросли на 20-30%, то одежды — на 50-100%. Яркий пример — Helen Marlen Group, которая пока находится за пределами нынешнего рейтинга.

За год онлайн-магазин ритейлера премиум-класса увеличил выручку почти в два раза — до $1,8 млн.

В целом вся десятка крупнейших игроков Уанета в прошлом году заработала более $840 млн в онлайне. Бесспорным лидером остается «Розетка», которой пока никто не может составить достойную конкуренцию. При этом, как подчеркивает управляющий партнер фонда AVencures Capital

Евгений Сысоев, «Розетка» трансформируется в полномасштабную торговую площадку: продает не только электронику, но и железнодорожные и авиабилеты, садовую мебель и даже ювелирные украшения. «Помимо выхода в иные категории товаров на руку «Розетке» сыграли также ослабление конкурентов и интеграция с другими магазинами», — объясняет Сысоев.

Несмотря на внушительный, казалось бы, рост рынка электронной коммерции, в общем объеме розничных продаж, по оценкам УАДМ, это около 2%. Для сравнения: в Великобритании на долю интернет-торговли приходится 12,1%, а США-10,6%.

В текущем году тенденции далеко не столь обнадеживающие. По мнению экспертов, объем рынка электронной коммерции может вернуться к показателям 2012 года. С февраля она испытывает на себе последствия политического и экономического кризиса: девальвации гривны, «потери» Крыма и части восточных территорий страны, снижения покупательной способности и, как следствие, отложенного потребительского спроса.

В этом году впервые за историю украинского рынка электронной коммерции ожидается падение годовой выручки в долларовом эквиваленте, вопрос только в размере снижения. Для некоторых игроков рынка ситуация уже оказалась фатальной. К примеру, один из лидеров в сегменте авиабилетов, сервис онлайн-бронирования Senturia, в сентябре заявил о прекращении деятельности. «Компании, которые вкладывали ресурсы в развитие, смогли остаться на прежнем уровне или даже показать небольшой рост. Кто этого не делал — упал либо ушел с рынка», — комментирует общую ситуацию один из основателей Deshevshe.net.ua Павел Дудар. Впрочем, Сысоев верит, что дальнейший рост на 30-40% годовой выручки в долларовом эквиваленте вполне возможен на протяжении следующих пяти лет в случае успешного завершения АТО, стабилизации курса гривны и хотя бы умеренного роста ВВП.


Похожие статьи