Риски страховщиков в Крыму

kalilator-iz-arh---------450-267Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере небанковских финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), провела 14 мая рабочее совещание с представителями страхового рынка по вопросам деятельности украинских страховых компаний (СК) и их подразделений на территории Крыма.

Следует отметить, что встреча состоялась по инициативе самих страховщиков, в частности Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ; г.Киев; с 1992 г.; объединяет 80 компаний). Как сообщает пресс-служба Нацкомфинуслуг, в ходе встречи член Комиссии Виктор Берлин напомнил страховщикам, что, согласно разъяснению регулятора от 13 мая, СК и другие небанковские финансовые учреждения могут осуществлять свою деятельность на территории Крыма при условии выполнения законодательства Украины. Надо сказать, что упомянутое разъяснение на самом деле мало чем может помочь страховщикам. Сей дивный документ предлагает компаниям три основных сценария. Первый — компании разрешается вести свою деятельность в Крыму, если она не нарушает законодательство Украины. В нынешней ситуации позиция чиновников выглядит, мягко говоря, странно, так как сложно себе представить СК, которая сможет выполнить требования регулятора в условиях, когда в Крыму прекратили работу украинские банки и вообще надвигается отмена хождения гривни. Второй вариант — в случае невозможности выполнить требования украинских законов на временно оккупированной территории СК предлагается изменить свое местоположение. Проще говоря, переехать на материковую часть Украины, о чем непременно уведомить регулятора  в установленные законодательством сроки. Но такой вариант тоже во многом абсурден. Очевидно, что крупным компаниям переводить свои крымские филиалы в Украину просто бессмысленно, поскольку здесь они и так располагают необходимыми региональными сетями. И, наконец, третий вариант — ликвидация компаний или их обособленных подразделений на оккупированной территории. При этом в своем разъяснении чиновники отдельно подчеркнули, что за нарушения, допущенные в Крыму обособленными подразделениями компаний, ответственность понесут украинские страховщики, владеющие этими подразделениями.

«Если это невозможно, а фактически на оккупированной территории имеет место именно этот вариант, страховщики могут изменить свое местоположение и обратиться к Нацкомфинуслуг с заявлением об исключении сведений о финансовом учреждении, зарегистрированном в Крыму, или о его обособленном подразделении из Государственного реестра. Сделать это следует для защиты интересов клиентов и самого финансового учреждения», — подчеркнул г-н Берлин на прошедшей встрече. Такой шаг, вероятно, обезопасит СК от санкций со стороны регулятора, но в то же время трудно понять, каким образом предложенные чиновниками варианты помогут клиентам украинских страховщиков в Крыму.

Так или иначе, многие компании уже заявляют о прекращении своей деятельности на полуострове. Например, пресс-служба СК «АХА Страхование» сообщает, что с 18 апреля 2014 г. все офисы компании закрыты в связи с отсутствием правового поля для функционирования финансовых институций на полуострове. «АХА в Крыму является лидером в регионе и одной из наших ведущих дирекций в Украине. Поэтому данное решение было непростым. Мы будем продолжать выполнять обязательства перед существующими клиентами в Крыму путем предоставления сервисов через контакт-центр, надежных локальных партнеров и другими доступными способами», — заявил Филипп Вотле, председатель правления СК «АХА Страхование» (г.Киев; с 2008 г.; более 1 тыс. чел.). И это — не единственный пример.

 

Физические потери

Вообще, стоит отметить, что в разъяснении регулятора от 13 мая чиновники почти ничего не смогли прояснить в вопросе урегулирования договорных отношений между СК и их крымскими клиентами. А он-то и является наиболее актуальным для рынка. По данным ЛСОУ, страховые платежи в АР Крым и г.Севастополе за 2013 г. составили около 230 млн грн. При этом, по оценкам Александра Залетова, заместителя председателя совета ЛСОУ, структура крымского страхового портфеля такова: «автогражданка» — 29%, КАСКО — 28%, страхование жизни — 15%, страхование имущества — 13%, добровольное медицинское страхование (ДМС) — 5%, страхование от несчастных случаев — 4%, страхование туристов — 2%, иные виды страхования — 4%. Также отметим, что количество договоров страхования, заключенных в АР Крым и г.Севастополе за прошлый год, довольно ощутимо. В частности, по «автогражданке» — 220 тыс. договоров, по страхованию от несчастных случаев — 25 тыс., по страхованию туристов — 15 тыс., по ДМС — 12 тыс., по страхованию имущества — 10 тыс., по КАСКО -8 тыс. договоров. Выплаты по страховым договорам в прошлом году составили около 100 млн грн.

В ходе рабочей встречи чиновники не обнародовали единого для всех алгоритма обслуживания клиентов. Зато рекомендовали страховщикам при возникновении вопросов оперативно обращаться к Нацкомфинуслуг. С ними, дескать, будут проведены встречи и даны исчерпывающие разъяснения относительно соответствующих действий. По сути, предлагается «ручное» управление рынком с решением проблем компаний в индивидуальном порядке.

 

Что делать

Небанковские финансовые учреждения действительно оказались в затруднительном положении. В соответствии с Законом №1207 от 15.04.14 г.»Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины»  Автономная Республика Крым и г.Севастополь являются временно оккупированными территориями, на которых особенности осуществления экономической деятельности должны определяться специальным законом. Однако такого закона все еще нет. В то же время во исполнение требований п.7 Заключительных и переходных положений Закона об оккупированных территориях Нацбанк принял постановление №260 от 06.05.14 г., которым остановил работу украинских банков на полуострове. Кроме того, вследствие запрета украинским банкам устанавливать корреспондентские отношения с банками и финучреждениями, которые осуществляют свою деятельность на территории АРК и г.Севастополя, компании потеряли возможность осуществления прямых безналичных платежей в АРК из других регионов Украины. Все это чревато нарушением прав потребителей страховых услуг, находящихся на оккупированных территориях, а также экономическим давлением и судебными исками к украинским страховщикам. В связи с этим страховщики потребовали от регулятора в кратчайшие сроки предоставить официальные разъяснения по поводу порядка и условий заключения и выполнения договоров страхования с клиентами из Крыма. «Затягивание и частичное решение этих вопросов будет препятствием на пути реализации стратегии реформирования системы защиты прав потребителей финансовых услуг», — отметил Александр Залетов.

Представители ЛСОУ также сообщили, что компании — члены Лиги считают необходимым закрывать бизнес в Крыму, но делать это цивилизованно, с выполнением обязательств перед клиентами без нарушения законодательства Украины. В свою очередь, Галина Третьякова, генеральный директор Украинской федерации страхования (УФС; г.Киев; с 2008 г.; объединяет 18 СК), отметила: «Компании — члены УФС согласовали свою позицию: они будут продолжать выполнять обязательства перед клиентами в Крыму за счет своих доходов и рентабельности, хотя имеют право воспользоваться   положением   о форс-мажорных обстоятельствах.

Страховой бизнес, как видите, ведет себя очень патриотично».

Не обошлось и без обсуждения инициативы о предоставлении АР Крым статуса специальной экономической зоны. Галина Третьякова озвучила связанные с этой инициативой проблемы. Дело в том, что, согласно подготовленному правительством законопроекту, в случае предоставления АРК статуса специальной Экономической зоны  население полуострова получит статус нерезидентов Украины, а следовательно, страховые возмещения в их пользу будут облагаться налогом.


Похожие статьи