Cтрахование моторных рисков

8Спадный инстинкт

Эксперты отмечают стагнацию в сфере страхования моторных рисков. Согласно прогнозу, обнародованному Лигой страховых организаций Украины (ЛСОУ; г.Киев; с 1992 г.; объединяет около 80 СК), 8 2014 г. объем премий, полученных страховыми компаниями (СК) по договорам КАСКО сократится на 5%, примерно до 3,3 млрд. грн. При этом ожидается, что объем премий, собираемых страховщиками на рынке «автогражданки», в 2014 г. вырастет, в лучшем случае, на скромные 3%. В начале года чуть более оптимистичный прогноз для авто-КАСКО давала Украинская федерация страхования (УФС; г.Киев; с 2008 г.; объединяет 18 СК). По мнению экспертов УФС, по итогам наступившего года падения не будет, но при этом темп роста сборов по договорам КАСКО окажется в пределах математической погрешности — 0-1%. Отметим, что в прошлом году эксперты УФС прогнозировали на 2014 г. 5%-ное падение сборов. Для рынка «автогражданки» прогнозы двух организаций разошлись. Если ранее УФС пророчила для этого рынка рост в 2014 г. на уровне 3% (как это делает на сегодняшний день ЛСОУ), то в начале года прогноз был ухудшен до 1,5%-ного падения.

 

Вне зоны доступа

Причин затруднительного положения на рынке автострахования множество. Если говорить о страховании КАСКО, то нужно понимать, что домохозяйства неохотно страхуют свои автомобили по имущественным рискам вследствие дороговизны таких полисов. Мало кто из автолюбителей готов добровольно ежегодно выкладывать 4-6% стоимости авто за страховую защиту. Примечательно, что в отличие от Украины, в соседней России за первое полугодие 2013 г. наблюдалось практически двукратное (до 2,5%) снижение тарифов по программам КАСКО. Причем средняя стоимость страховки даже выросла. Секрет в том, что в России по договорам авто-КАСКО стали чаще и в большем количестве страховать новые дорогие автомобили.

Ситуация в Украине развивается иным путем. Сказывается неуклонное старение автопарка, что делает большую часть находящихся в эксплуатации транспортных средств не подлежащими страхованию, с точки зрения самих СК. В основном страхование КАСКО в Украине является продуктом, тесно связанным с автокредитованием, подразумевающим страхование залоговых авто. Падение спроса на КАСКО наблюдается уже не первый год. Напомним, что еще по итогам 2012 г. отмечалось сокращение количества заключенных домохозяйствами договоров авто-КАСКО на 5%, до 340 тыс. ед.

Не добавляют автострахованию популярности и действия страховщиков. Владельцы полисов КАСКО часто сталкиваются с неадекватностью расчета суммы страховой выплаты, необоснованностью отказа в выплате, затягиванием сроков урегулирования убытков.

Рынок «автогражданки» от падения сборов спасает разве что обязательность данного вида страхования. Проблем же в этой сфере не меньше. Очень симптоматично выглядит ситуация, когда в компании, лидирующей по сборам премий на рынке «автогражданки», — HACK «Оранта» — действует временная администрация, а в отношении второго номера — СК «Провiдна» — регулятор принял решение о временной остановке действия лицензии на осуществление обязательного страхования автогражданской ответственности в связи с многочисленными нарушениями и жалобами клиентов.

 

Классика не в моде

Вообще следует отметить, что сектор реального классического страхования демонстрирует в последние годы весьма скромные темпы роста. В частности, по оценкам Александра Залетова, заместителя председателя совета ЛСОУ, по итогам 2013 г. объем премий СК на классическом (не «схемном») страховом рынке составил 14,4 млрд. грн, что всего на 10% превышает показатели 2012 г. Провал в сфере страхования моторных рисков неизбежно приведет и к сокращению темпов роста классического сегмента страхового рынка. По прогнозам ЛСОУ, по итогам 2014 г. сборы премий от реального страхования могут вырасти всего на 7% — до 15,4 млрд. грн. Как уже писал БИЗНЕС, эти достижения меркнут на фоне стремительного роста объемов «схемных» страховых операций. О чем говорить, если доля реального страхования в валовых страховых платежах сократилась за 2013 г. на 13 п.п., до 49%.

И этому есть системная причина, заложенная на законодательном уровне. Рост объемов псевдострахования в 2013 г. был простимулирован принятым 2 октября 2012 г. Законом №5412 «О внесении изменений в Налоговый кодекс в части урегулирования отдельных вопросов налогообложения», который вернул страховщикам возможность организовывать предприятиям «схемы» по оптимизации налогообложения.

Рост классического рынка в 2014 г. будет обеспечен за счет личных видов страхования. Собственно, по оценкам экспертов ЛСОУ, в 2014 г. сборы по страхованию от несчастного случая могут увеличиться на 21%, страхованию медицинских расходов — на 14%, медицинскому страхованию — на 10%. Однако очевидно, что ввиду своих объемов указанные направления не смогут перекрыть потери в сфере автострахования.

 

Пошли в расход

Отдельной проблемой для компаний, специализирующихся на автостраховании, стал динамичный рост объемов выплат как по полисам КАСКО, так и по договорам «автогражданки». Согласно предварительным оценкам ЛСОУ, в 2013 г. выплаты по «автогражданке» пострадавшим в ДТП лицам превысили 1 млрд. грн., что на 4% превышает показатели 2012 г. С момента введения «автогражданки» в 1996 г. страховщики осуществили страховые и регламентные выплаты более чем на 5,3 млрд. грн. Всего было урегулировано около 640 тыс. страховых случаев.

При этом наблюдается постоянный рост среднего размера страховой выплаты по «автогражданке». Если за весь период существования рынка этот показатель достиг примерно 8,3 тыс. грн., то за 2013 г. — более 9,0 тыс. грн. Уже сегодня рынок «автогражданки» добровольно и принудительно покидают многие СК. Кто-то оказывается неспособен справиться с растущими выплатами, кто-то — не может соответствовать новым требованиям, выдвигаемым к участникам рынка, кто-то просто теряет экономический интерес к работе на данном рынке.

По данным Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), за 9 месяцев 2013 г. валовые выплаты по КАСКО составили 1,1 млрд. грн., что на 2,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в конце 2013 г. – начале 2014 г. СК и клиенты столкнулись с неожиданной проблемой. Волна поджогов и порчи автомобилей, прокатившаяся по столице и другим городам страны, для некоторых страховщиков стала удобным поводом для отказа в выплате под тем предлогом, что происходящее является форс-мажорной ситуацией. Дошло до того, что Нацкомфинуслуг пришлось обнародовать свое разъяснение по поводу действий СК в условиях нестабильной политической ситуации.


Похожие статьи