Эксперт

Некоторые консультанты считаются экспертами среди других советников за счет того уникального опыта, которым они обладают. Они глубоко изучили соответствующую тему — будь это контроль за качеством, бюджетирование или вопросы развития корпоративной культуры — хорошо представляют себе все ее тонкости и то, как эти знания соотносятся с реальной ситуацией. Лучшие из экспертов даже способны объяснять сложные моменты простым и понятным языком.

Руководитель, нуждающийся в услугах подобного советника, должен предварительно продумать и подготовить набор вопросов, которые бы соотнесли его потребности с тем информационно-практическим багажом, которым обладает специалист-эксперт. Диана, весьма грамотно применила этот подход в ходе консультаций с семью имевшимися у нее внутрикорпоративными экспертами и отобрала именно тех, чьи специализированные знания и благосклонное отношение могли наилучшим образом помочь ей решить проблемы.

Если попытаться развить аналогию с процессом лечения, начатую нами в той же главе, то руководитель чем-то похож на пациента с недиагностированным набором симптомов болезни. Поэтому первым шагом всегда становится визит к специалисту широкого профиля.

Если общетерапевтических навыков этого врача хватает для успешного лечения — тем лучше. Но, если симптомы выходят за пределы терапевтической специализации, то пациента неизбежно направят к специалисту, который обладает углубленным опытом в той области медицины, на которую указывает совокупность внешних и внутренних проявлений болезни.

Это не обязательно означает, что специалист как врач лучше своего собрата-терапевта.

Это означает лишь, что он обладает большим опытом лечения именно этой группы заболеваний.

При этом если врач-специалист назначает анализы — он неизбежно обращается к своим коллегам с еще более специализированными навыками для их точной расшифровки и понимания значения данных. В конечном итоге успех лечения зависит именно от точности ответа специалистов на поставленный диагностический вопрос.

Подобно пациенту на начальном этапе диагностики, руководитель, планирующий реформы в организации, понимает, что ему нужна помощь, но, как правило, весьма туманно представляет себе, какая именно. В поисках ответов он обращается к людям, имеющим больше опыта в конкретных специализированных областях.

Как лучше всего подготовиться к встрече с ними?

На первом этапе следует внимательно изучить те области специализации, которые декларируются консультантом, как его сильные стороны. Были описаны четыре различных типа рекомендаций, соответствующих основным управленческим потребностям.

Но что именно должен искать руководитель, подбирая консультантов по каждой из сфер его интересов? Поскольку три из четырех типов рекомендаций — стратегические, ситуативные и политические — основаны на весьма конкретных базах знаний, то в подборе специалистов руководителю весьма поможет общее знакомство с каждым из типов экспертов.


Похожие статьи