По сути своей эта формула была возвратом к положению Г. В. Плеханова в проекте программы 1902 г. Плеханов усматривал позитивное содержание социальной революции в планомерной организации «общественного производительного процесса для удовлетворения нужд как всего общества, так и отдельных его членов». В. И. Ленин считал эту формулу неудачной, неточной. И главное, он считал, что «этого мало» (а если отбросить, как это сделал Сталин, нужды отдельных членов общества, то и того меньше).
Почему же мало?
Потому, что такое «удовлетворение» дает и капитализм».
В. И. Ленин именно в полемике по поводу приведенной выше идеи дал свою последовательно марксистскую форт мулу цели социалистического хозяйствования: «…Не только для удовлетворения нужд членов, а для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества».
Дело, конечно, не в самой формулировке, а в различии подходов к определению целей организации социалистического хозяйства.
Для Ленина главным является социальная направленность, социальная озадаченность хозяйствования. В отличие от этого, с точки зрения другого подхода, представлялось достаточным «замкнуть» производство на удовлетворении потребностей.
Вопрос о том, как эти потребности возникают и в какую сторону меняются, какую тенденцию в развитии (росте) потребностей можно считать социалистически прогрессивной, поощрять, поддерживать, более того — планомерно формировать,- такой вопрос оставлялся сторонниками изложенной выше точки зрения вне проблематики целей хозяйствования.
Для большей полноты обсуждения затронутой проблемы приведем некоторые относящиеся к ней положения К. Маркса и Ф. Энгельса.
В «Капитале», вновь и вновь подчеркивая ограниченность целей, которым капиталист подчиняет производство, К. Маркс формулирует свое представление об историческом масштабе целей, соразмерных с современными (начиная уже с XIX в.) производительными силами: «Как фанатик увеличения стоимости, он безудержно понуждает человечество к производству ради производства, следовательно к развитию общественных производительных сил и к созданию тех материальных условий производства, которые одни только могут стать реальным базисом более высокой общественной формы, основным принципом которой является полное и свободное развитие каждого индивидуума».