Пристальный взгляд как духовная практика

Я надеюсь, что вы уже пробовали погрузиться в глаза любимого человека или друга, как я настоятельно вам советовал. Если так, то вы наверняка обратили внимание на то, чего нельзя не заметить: на парение мыслей. «Интересно, что он думает обо мне? Интересно, что 3Начит этот его взгляд?

Интересно, нравлюсь я ему или нет? Интересно, что можно увидеть в моих глазах?

Боже, он считает меня толстой!

» А может быть, ваш ум не заботят мысли другого человека и ваши собственные мысли плывут по течению дня: «Черт возьми, я забыл купить молоко! Так во сколько мне нужно завтра проснуться?

Неоплаченный счет за телефон!

Я забыл его на кухонном столе!

» И так далее, и тому подобное. Иногда может возникнуть ощущение, что ум специально отвлекает нас от всего, что не является злобой этого дня, и в особенности — от смотрения кому-то в глаза.

С этой проблемой мы сталкиваемся всегда, когда начинаем медитировать — любым способом.

И существует столько же способов вхождения в медитацию, сколько и медитирующих. Я не считаю себя специалистом в этой области, хотя опыт медитации у меня есть и я практикую ее более или менее регулярно.

В список медитативных техник следует включить и общение взглядами по методу Руми и Шамса, которые восемьсот лет назад достигли невероятных духовных высот. Впервые практикой медитаций я занялся, когда мне было пятнадцать.

Я записался на курс (где же еще медитировать!

) в Беркли, где мы тогда жили.

Мы изучали трансцендентную медитацию по методике Махариши Ма-хеша Йоги, ставшего знаменитым в 60-е годы благодаря своим знаменитым ученикам — Beatles. Позже я увлекся буддистской медитацией, випассаной, в западном стиле, как ее преподает Джек Корнфилд.

Потом за годы практики я выработал собственный стиль медитации, который хорош именно для меня И представляет собой цитаты из разных авторских методик, с которыми мне довелось познакомиться.

Короче говоря, я сделал вывод о том, что медитация — это прежде всего форма метального тренинга. Не только тело, но и ум можно научить реагировать координированно, дисциплинированно и элегантно, тогда как предоставленный самому себе он мечется судорожно и хаотически (смотрите пример выше).

Михай Чиксентмихайи, в прошлом декан факультета психологии Чикагского университета, очень точно описал это состояние в своей знаменитой книге «Поток: психология оптимального опыта»: «В состоянии покоя, без необходимости на чем-нибудь фокусироваться наше сознание являет свое исходное, расстроенное, состояние.

Не получив конкретного задания, оно принимается перескакивать с одного на другое, иногда отвлекаясь от этого занятия, чтобы реагировать на какие-нибудь болезненные раздражители.

Если человек не знает, как привести свои мысли в порядок, его внимание будет привлекать что угодно, в зависимости от ситуации: это может быть боль — реальная и воображаемая, или недавние обиды, или проблемы, которые не удается разрешить.

Энтропия — нормальное состояние сознания, что, впрочем, не доставляет удовольствия и не приносит пользы». Медитировать, как мне кажется, и означает «привести свои мысли в порядок», как того советует Чиксентмихайи.

В своей книге он перечисляет множество способов упорядочить сознание: занятия спортом, танцами, йогой, боевыми и изобразительными искусствами, музыкой, кулинарией и дегустациями, чтением, ведением бесед, поэзией, наукой. Я же предпочитаю медитацию, как наиболее эффективный путь концентрации внимания, в частности, потому это занятие, при котором дисциплина ума — цель деятельности, а не побочный продукт.

Так что же такое медитация?

Это не что иное, как обуздание собственного сознания.

Если сознание блуждает в хаосе — а нетренированное сознание именно это и делает, — вам надо вернуть его. Способы возвращения разнообразны, что определяет и разнообразие форм медитации. Например, в трансцен-.

дентальной медитации вы фокусируете свое внимание на мантрах.

Различные практики дзен учат сосредотачиваться на дыхании или счете. Випассана заставляет следить за ощущениями собственного тела.

В список медитативных техник следует включить и общение взглядами, по методу Руми и Шамса, которые восемьсот лет назад достигли невероятных духовных высот.

Общение взглядами, как медитативная техника, мало чем отличается от упражнений для тренировки длительного контакта взглядов, которые описаны во второй главе.

Тем не менее я дам еще несколько рекомендаций, которые, надеюсь, будут полезны всем, кто захочет обогатить свой духовный мир с помощью общения взглядами.


Похожие статьи