Аукционы в Интернете, или История успеха eBay

biz-33Многие компании достигают серьезных успехов «в режиме оффлайн». Иногда находятся смельчаки, которые пробуют использовать те же модели и в Интернете. Самый яркий пример успеха — онлайн-аукцион eBay. В 1995 году иранский программист Пьер Омидьяр, проживавший в Калифорнии, на своем сайте создал небольшой раздел, в котором можно было покупать товары, как на аукционе: предмет получал тот, кто предлагал лучшую цену. Первой вещью, которую он продал, стала сломанная лазерная указка. Пьер очень удивился и сам позвонил покупателю — убедиться, что тот знал о поломке. Покупателем оказался коллекционер сломанных лазерных указок. (Кстати, история о том, что Омидьяр якобы создал eBay для своей жены, чтобы помочь ей торговать упаковками от конфеток PEZ, является выдумкой пиарщиков компании.)

Первоначально сайт работал на безвозмездной основе, привлекая множество продавцов и покупателей. Основу бизнеса составляла продажа билетов на самолеты. Уже через 2 года на сайте проходило более 2 млн аукционов в год. Это привлекло в проект инвесторов — в 1997 году в компанию было вложено более 6 млн долларов.

Бизнес-модель сайта — проще некуда: самый обычный аукцион. Компания получает свою долю с каждой сделки — сбор за выставление лота и процент с цены продаж. При этом за все платит продавец, а для покупателей сервис бесплатный.

Есть три способа выставлять лоты на eBay. Самый простой — когда продавец определяет длительность аукциона и начальную стоимость. Выигрывает тот, кто поставил наивысшую сумму, однако платит он сумму второй по величине ставки плюс 1 доллар. Другой вариант — продавец сразу объявляет цену. Выигрывает аукцион тот, кто первый согласился ее заплатить. Наконец, можно заплатить за рекламное объявление, которое будет висеть в разделе с лотами продавца.

Сайт оказывает и дополнительные услуги — например, предоставляет поддержку при заключении сделок. Для расширения клиентской базы компания в 2009 году приобрела 30% акций Skype.

На аукционах продаются не только безделушки, но и довольно дорогие вещи: например, рукопись Шекспира, уцелевшая в лондонском пожаре, была продана более чем за 5 млн фунтов стерлингов.

Сейчас в компании работают более 17 тыс. сотрудников, а ежегодный оборот превышает 8 млрд долларов.

9 миллиардов долларов в год? Продано!

1. Программист не побоялся начать бизнес в Интернете. К его удивлению, все сработало отлично — ведь проводить аукционы в Интернете удобней.

2. Была прекрасно продумана бизнес-модель: продавец платит за выставление лота и процент со сделки. Есть и целый набор дополнительных услуг.

3. Стоит отметить и сделку со Skype. Основой бизнеса все-таки была база клиентов. За значительное ее увеличение было не грех и заплатить.


Похожие статьи