Сделай сам, или История успеха IKEA

biz-35Когда новый магазин IKEA открывался в России, по традиции на одной из касс стоял и помогал упаковывать покупки сам владелец сети — одно время самый богатый человек мира Ингвар Кампрад. Одна из покупательниц сказала сыну: «Смотри, если будешь плохо учиться, то, как дядя, будешь до старости работать упаковщиком».

Создатель знаменитой шведской компании занимался бизнесом с самых ранних лет. Еще будучи ребенком, он обнаружил, что в Стокгольме можно было закупать спички по дешевке, а затем продавать их с небольшой наценкой в родном Смоланде. Позже он торговал елочными украшениями, рыбой и даже карандашами. В 1943 году Ингвар окончил школу, и отец подарил ему небольшую сумму денег, которая пошла на дельце, впоследствии выросшее в нынешнюю IKEA.

Изначально компания занималась всем подряд — кошельками, чулками, украшениями… Сразу после Второй мировой войны молодой бизнесмен решил сосредоточиться на мебели. Конкурентов хватало, поэтому надо было придумывать что-то новенькое — впрочем, как раз это Кампраду более чем удалось.

Компания сделала фокус на локальных поставщиках. Это позволило значительно снизить стоимость мебели и вывести компанию в лидеры рынка. Уже в 1951 году Ингвар остановил все остальные производства и сфокусировался только на мебели.

Через 2 года случилась революция на рынке — у IKEA открылся первый шоурум. Мебель можно было трогать, сидеть и лежать на ней, даже ломать. У потребителей появилась возможность убедиться в качестве продукта еще до покупки.

Самая известная инновация IKEA — сборная мебель. До сих пор есть несколько красивых версий причин ее рождения. Одна из самых правдоподобных — жесткий прессинг со стороны конкурентов, которые буквально заставили поставщиков отказаться собирать мебель для IKEA. А уже потом компания поняла, что лучше не тратить силы самим — пусть потребители займутся сборкой. Сразу же освободилось много места на складе, а главное — теперь покупателям стало легко доставлять мебель до дома.

IKEA привнесла множество инноваций на рынок: и доступ покупателей на склад, и заработок на доставке и сборке мебели, и многое другое. Сейчас в мире, включая Россию, более 300 торговых центров компании. Ежегодный оборот превышает 23 млрд долларов.

Как сборка мебели принесла миллиард?

Причин успеха IKEA — десятки, об этом написана не одна книга.

1. Отличная бизнес-модель.

2. Дополнительные источники дохода.

3. Оптимизация хранения.

Однако на самом деле все проще. С самого детства Ингвар занимался бизнесом: от продажи спичек до мебели. Просто одна из его идей сработала. Не было б мебели — нашлось бы что-то другое. Все дело в таланте и упорстве.


Похожие статьи