«Сухой» — новое поколение реактивных истребителей

61Основан в 1930 году

Еще в начале XX века великий К. Э. Циолковский предрек, что вслед за эрой винтовых аэропланов наступит эра аэропланов реактивных, с которыми удастся достичь сверхзвуковых скоростей. Именно самолеты марки «Сухой» стали эталоном современной сверхзвуковой авиации. Сегодня этот бренд известен всему миру, а знаменитые Су — продукция этой марки — являются гордостью российского авиапрома, летают со сверхзвуковой скоростью на малых и больших высотах, решают боевые задачи днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, обладают большой грузоподъемностью, имеют на вооружении широкий ассортимент управляемых и неуправляемых средств поражения.

 

Достижения бренда

1969 — выпуск фронтового бомбардировщика Су-24.

1972 — первый полет ударно-разведывательного комплекса т-4.

1975 — первый полет бронированного штурмовика Су-25.

1984- на основе Су-25 была создана модификация для уничтожения танков и другой бронетехники (Су-25т). После модернизации самолет получил название Су-39.

1997-построен Су-47 («Беркут») с крылом обратной стреловидности, на котором проводится отработка комплекса базовых технологий пятого поколения.

2000 — начато серийное производство Су-ЗОМК.

2003 — образована авиационная холдинговая компания «Сухой» (ОАО «Компания «Сухой»).

 

Анкета бренда

Отрасль — Авиастроение

Страна происхождения — СССР

Основатель — Сухой Павел Осипович

Количество сотрудников 320 000 человек

Распространенность 30 стран мира

 

Летом 1989 года во Франции, в Ле-Бурже, на авиационном салоне был впервые продемонстрирован самолет Су-27, который тогда произвел настоящий фурор: летчик-испытатель В. Г. Пугачев виртуозно выполнил на нем элемент «кобра Пугачева». С этого момента самолеты марки на всех международных выставках и авиасалонах занимали ведущее место благодаря своим летно-технических характеристикам, не превзойденным до настоящего времени по ряду показателей ни на одном самолете мира.

 

Рождение бренда

Работа над реактивными военными самолетами, способными значительно превысить скорость звука, началась с 50-х годов прошлого века. Вот и Опытное конструкторское бюро под руководством Павла Осиповича Сухого приступило к разработке реактивного истребителя второго поколения в 1953 году. Именно этому коллективу единомышленников во главе с великим ученым довелось открыть новую эру в области сверхзвуковой и сверхманевренной авиации. (А вообще, история открытого акционерного общества «ОКБ Сухой» берет свое начало с бригады № 4 АГОС ЦАГИ, которую в октябре 1930 года возглавил Сухой — именно с этого момента начинается формирование конструкторского коллектива будущего ОКБ.)

В самолетостроении существуют модели -своего рода предки целого поколения самолетов. На основе одного такого самолета создаются десятки типов машин. К первому поколению самолетов «Сухого» относятся дозвуковые винтовые машины Су-2, коих было выпущено 893, и именно на таких машинах советские летчики вели воздушные бои во время Великой Отечественной войны. Этот удивительный самолет считается одной из наиболее передовых машин своего времени. Из-за своих выдающихся качеств Су-2 был настолько засекречен, что большинство советских летчиков увидело его только в начале Великой Отечественной войны, что привело к ряду неприятных инцидентов. В ходе боев в начальный период войны Су-2 зарекомендовал себя как маневренный и очень живучий самолет. Он использовался не только как бомбардировщик, но и как штурмовик, а наиболее опытные летчики умудрялись на нем даже вести против немецких истребителей маневренные воздушные бои.

К концу 1942 года штурмовик Ил-2 и бомбардировщик Пе-2, лучшие по совокупности характеристик, вытеснили относительно тихоходный Су-2. Тем не менее машина оставалась в строю до конца Великой Отечественной. Отличный обзор из кабины позволял летчикам использовать Су-2 в качестве артиллерийского корректировщика.

После окончания войны главная задача ОКБ состояла в том, чтобы создать машины с увеличенной тягой двигателя и весом около 12 тонн. Для ее решения требовалось удельную нагрузку на крыло максимально уменьшить, ведь чем она меньше, тем маневреннее самолет. По предварительным расчетам, нагрузка на крыло должна была составить 300 кгс/м2. Тогда, изучая проекты конструктора, специалисты скептически покачивали головой, а Павла Осиповича называли фантазером. Для самолета нового поколения, способного побить скорость, равную двум скоростям звука, Сухой выбрал еще только проектировавшийся двигатель А. М. Люльки (АЛ-7Ф) с большой тягой (9 200 кгс). Долгое время два великих конструктора были неразлучны: подгоняли двигатель под самолет и наоборот.

В историю бренда вошло множество решений бренда «Сухой», что называется, впервые и навсегда. Во-первых, это Су-7 с уникальным шасси: и в выпущенном, и в убранном состоянии они создавали минимальное сопротивление, поэтому подобная конструкция актуальна до сих пор. Угол стреловидности крыла был выбран тоже самый оптимальный — более 50 градусов.

Самые большие проблемы были связаны с системой управления. На самолете со сверхзвуковой скоростью усилия, которые летчик прикладывает к ручке управления, становятся титаническими, и с прежними усилителями управления этого сделать физически не представлялось возможным (например, вывести самолет из штопора). На Су-7 впервые использована система бустерного управления самолетом, при которой исключена привычная для летчика механическая силовая связь между ручкой управления и рулями.

Следующая историческая модель, Су-9, -это перехватчик в чистом виде, призванный защищать свои и уничтожать чужие воздушные цели. На новом самолете суховцы установили одну из первых радиолокационных станций — «Алмаз». Су-7 и Су-9 поставили некий рекорд долгожительства: первый стоял на вооружении ВВС России и многих стран мира 40 лет, второй — на вооружении ПВО — около 20 лет. На базе Су-9 выросло целое семейство самолетов. Последний из них — Су-15 -способен осуществлять перехват цели на встречных курсах и маловысотных целей. Это совершенно новый самолет, хотя база та же, что у Су-9 и Су-11. Все эти машины превышали по характеристикам свои зарубежные аналоги — и по скорости, и по высоте, и по маневренности.

Су-15 был и остается этапным самолетом. Как и предыдущие модели, он был одноместным, с треугольным крылом. Но уже одна радиолокационная станция с антенной большего диаметра вывела боевые качества самолета на совершенно новый уровень. На Су-15 также установили два двигателя и применили аэродинамическую компоновку с боковыми воздухозаборниками, в результате чего повысилась безопасность полетов. На перехватчике Су-15 было очень спокойно летать. Четыре генератора, дублированные самолетные системы обеспечивали высокую надежность этой машины. И даже полет на одном двигателе при отказе другого не представлял особых сложностей.

Большую роль в обеспечении безопасности полета на этом самолете играла впервые примененная система автоматического захода на посадку. Самолетом третьего поколения стал тяжелый штурмовик Су-24. К сожалению, уже более 15 лет Су-24 не выпускается, но до сих пор этой боевой машине нет равных в своем классе. Су-25, напротив, единственный на сегодняшний день самолет непосредственной поддержки российских Сухопутных войск. Это машина редкой живучести. Были случаи, когда в штурмовик попадали ракеты, пулеметные пули, а он не только дотягивал до посадки, но и продолжал бой. Этот самолет с изменяемой стреловидностью крыла стал своего рода советским ответом на американский бомбардировщик Ф-111. Так же как и американский конкурент, он мог летать на сверхмалых высотах. Этому способствовала автоматическая система, обеспечивавшая режим автоматического низковысотного полета с огибанием рельефа местности.

Оборудованный мощной шестиствольной пушкой и способный на бомбовую нагрузку, превышавшую 7 т, Су-24 оказался незаменимым в ходе войны в Афганистане, Чечне и во время ряда других локальных конфликтов. Не менее востребованной оказалась разведывательная модификация самолета.

Другая машина ОКБ имени Сухого, Су-25, по праву заслуживает названия «самолет-солдат», хотя в войсках ее чаще вспоминают как «грач» — из-за характерного внешнего вида. Хорошо бронированный, Су-25 атаковывал защищенные малоразмерные цели с минимальных высот. Эффективная двуствольная пушка, множество ракет и бомб различного назначения — самолет Су-25, действуя непосредственно над полем боя, оказывал эффективную поддержку наземным частям в самых разных военных конфликтах и в самых разных частях земного шара.

Наконец, легендарный Су-27 — его перспективная конструкция и четкость в управлении поражают специалистов. Истребитель четвертого поколения стал своеобразной визитной карточкой страны. Работы по проектированию нового самолета начались в 1969 году под руководством отца-основателя, а после смерти Сухого, в 1975-м, продолжились под руководством М. П. Симонова. И случился прорыв в область сверхманевренности. До сего дня «кобра Пугачева», «колокол», «хук» продолжают поражать зрителей всех авиасалонов мира. Сегодня авиашоу без самолетов Сухого просто немыслимы. Непревзойденная маневренность Су-27 была достигнута за счет реализации концепции продольной статической неустойчивости, когда самолет все время как бы колеблется, готовый в любое мгновение сорваться. Машину в этом случае можно сравнить с пламенем свечи: куда подул ветерок, туда ее и отклонило. Кстати, при создании технологии изготовления сварных конструкций на Су-27 было внедрено более 60 изобретений. В дальнейшем на базе Су-27 будут созданы Су-27УБ, Су-30, Су-32, Су-33.

Следующий этапный самолет бренда — Су-ЗОМК — был разработан в рекордные сроки: практически за полтора года. В 1998 году истребитель Су-ЗОМК совершил перелет протяженностью 34 тысячи км из Москвы в Сантьяго (Чили) на авиасалон «ФИДАЕ» и получил почетный приз авиасалона. Зарубежные партнеры, один раз увидев Су-ЗОМК в небе, безоговорочно согласились с тем, что на сегодняшний день ему нет равных по маневренным возможностям и комплексу вооружения.

Прославившись как создатель лучших в мире боевых машин, ОКБ Сухого не остановилось на достигнутом и создало ближнемаги-стральный пассажирский самолет Sukhoi Supeijet-100 (сокр. SSJ100 — сертификационное название семейства самолетов RRJ Russian Regional Jet). Экономичный и малошумный, «Суперджет-100» способен перевозить до 95 пассажиров на расстояние до 2 950-4 420 км, при этом самолет отличается высокой степенью ремонтопригодности и обходится короткой взлетной полосой, что делает его незаменимым в аэропортах со слаборазвитой инфраструктурой.

И это еще не предел для ОКБ Сухого: на предприятии идет работа над моделями новых поколений. При этом надо помнить, что за многие десятилетия коллективом «ОКБ Сухой» создано около 100 типов самолетов и их модификаций, а общее число серийно выпущенных машин превышает 10 тысяч штук. Свыше 2 тысячи моделей поставлено в 30 стран мира. На Су установлено более 50 мировых рекордов. Боевые самолеты этой марки составляет основу обороноспособности России и тактической авиации многих стран мира: экспортный потенциал этих машин оценивается специалистами очень высоко. Нам есть чем гордиться, и над «Сухим» время не властно.


Похожие статьи