Alcoa — как алюминий перестал быть драгоценным

55Основан в 1888 году

Алюминий является одним из столпов современной экономики.

Самолеты, линии электропередач, космические аппараты, «начинка» электронной аппаратуры, кузова автомобилей, даже посуда — буквально везде используется этот легкий немагнитный металл. Проникновением алюминия в нашу повседневную жизнь мы обязаны американцу Чарльзу Мартину Холлу, основателю компании ALCOA. Сегодня, как и сто лет тому назад, эта компания остается крупнейшим мировым производителем «крылатого металла» и его сплавов.

 

Достижения бренда

1888-1893 — снижение себестоимости алюминия в брусках с 4,86 доллара до 78 центов за фунт.

1907 — разросшаяся компания располагает бокситовыми рудниками в Арканзасе, очистительным заводом в Иллинойсе и тремя плавильными печами в Нью-Йорке и Канаде. Конец 1930-х — фунт алюминия стоит 20 центов, а из продукции компании производится более 2 000 изделий.

1993 — открытие представительства Alcoa в Российской Федерации. 2001 — Alcoa входит в число компаний, используемых для определения индекса устойчивого развития Dow Jones.

2005 — Alcoa завершает сделку по покупке у ОАО «Русский Алюминий» ОАО «Самарский металлургический завод» (в настоящее время — ЗАО «Алкоа СМЗ») и ОАО «Белокалитвинское металлургическое производственное объединение» (в настоящее время — ЗАО «Алкоа Металлург Рус») за 257 млн долларов.

 

Анкета бренда

Отрасль — Металлургия

Страна происхождения — США

Основатели — Чарльз Мартин Холл и Альфред Хант

Количество сотрудников 61 000 человек

Распространенность 31 страна

 

Каких-то 120 лет назад обычная алюминиевая ложка была почти драгоценностью. Сегодня в это трудно поверить, но в середине 80-х годов XIX века алюминий благодаря сложности его производства считался дорогим металлом и встречался едва ли не реже серебра. Например, в 1884 году в США было произведено всего 125 фунтов алюминия.

Ситуация изменилась благодаря американцу Чарльзу Мартину Холлу. Во время учебы в Оберлинском колледже (штат Огайо) он хорошо запомнил слова профессора Фрэнка Джуита о том, что человек, который сумеет открыть экономичный способ производства алюминия, станет богачом. Уже тогда Холл решил, что непременно сделает это. Свой путь к богатству Чарльз начал в небольшом сарае, где оборудовал лабораторию и научился получать оксид алюминия — глинозем. Изучив результаты опытов, Холл пришел к выводу, что алюминий станет побочным продуктом электролиза криолитоглиноземного расплава.

Он построил угольный тигель с криолитовой ванной. Наполнив ванну глиноземом, исследователь пропустил через нее электрический ток. После того как получившаяся масса остыла и затвердела, Чарльз разбил ее молотком. Внутри обнаружилось несколько маленьких металлических шариков. Так в 1886 году был открыт процесс плавления алюминия. Почти одновременно с Холлом подобное открытие совершил французский исследователь Поль Эру. Поэтому в историю технология вошла под названием процесса Холла — Эру.

Но, как известно, для достижения успеха одного лишь открытия недостаточно. На тот момент в США и Европе существовало менее десяти заводов по производству алюминия. В 1887 году Холл подписал соглашение об использовании его технологии на одном из них — заводе Electric Smelting and Aluminum Company в Локпорте (Нью-Йорк). Однако результатами этого сотрудничества Холл остался недоволен и через год покинул предприятие.

Для развития требовались инвестиции, и в 1888 году Чарльз Холл нашел в Питтсбурге спонсоров. Финансировать его разработки согласились шестеро промышленников во главе с Альфредом Хантом. Так появилась Pittsburgh Reduction Company. Небольшой экспериментальный завод был построен на Смоллмен Стрит. В День благодарения Холл и его первый наемный работник Артур Вининг Дэйвис выпустили первую партию промышленного алюминия.

Поначалу дело шло тяжело. Покупатели, привыкшие к заоблачным ценам на алюминий, относились к дешевой продукции Pittsburgh Reduction Company с подозрением. Для того чтобы привлечь их внимание, Дэйвис стал изготавливать из алюминия бытовые предметы, например, обычные чайники.

В 1891 году компания открыла новое производство в Нью-Кенсингтоне. Холл продолжал совершенствовать технологию, создавал сплавы. За пять лет — с 1888-го по 1893-й год — ему удалось снизить себестоимость алюминия в брусках с 4,86 доллара до 78 центов за фунт. Это позволило делать из алюминия самую разнообразную продукцию: кухонную утварь, фольгу, кабели и даже кузова автомобилей. Более того, именно алюминиевыми были детали двигателя первого в истории самолета братьев Райт.

 

Рождение бренда

Прибыль компании росла. В 1895 году на Ниагарском водопаде был открыт ее третий завод. Успеху способствовало то, что до 1903 года, пока патенты Холла были в силе, Pittsburgh Reduction Company оставалась единственным законным поставщиком алюминия в США.

В 1907 году она была переименована в Aluminum Company of America. К тому времени разросшаяся компания располагала бокситовыми рудниками в Арканзасе, очистительным заводом в Иллинойсе и тремя плавильными печами в Нью-Йорке и Канаде. Позже, когда появилась возможность открывать отделения в разных странах мира, длинное название Aluminum Company of America превратилось в короткое — Alcoa Inc.

Благодаря деятельности Alcoa Inc. к концу 30-х годов XX века фунт алюминия стоил уже 20 центов. Из этого металла производилось более 2 000 изделий. Это привело к… придиркам со стороны американских властей. Министерство юстиции обвинило Alcoa в монополизации рынка. Результатом четырехлетнего процесса стало решение судьи Апелляционного суда США по Второму округу Лернера Хэнда о незаконности единоличного господства компании на рынке. Для американской юриспруденции это стало важным судебным прецедентом в развитии антимонопольного законодательства, a Alcoa Inc. пришлось потесниться на просторах своего металлического бизнеса.

Золотой век алюминиевых компаний наступил с началом Второй мировой войны. Производства, обеспечивавшие нужды фронта, просто не могли обойтись без алюминия. А в авиастроении он оказался востребованным настолько, что даже получил прозвище «крылатый металл». За годы войны спрос на алюминий в США вырос вдвое. В равной пропорции увеличилось и количество заводов Alcoa. Однако после окончания боевых действий с большинством из них компании пришлось расстаться. Дело в том, что значительную часть этих новых мощностей финансировало федеральное правительство, и после войны они были проданы конкурирующим компаниям. Впрочем, это не помешало Alcoa оставаться лидером в производстве алюминия. Способствовал ее процветанию и научно-технический прогресс: развитие авиации и автомобилестроения, появление новых отраслей, требовавших большого объема «крылатого металла», например, космонавтики и производства компьютеров.

В 1990 году сокращение Alcoa стало официальным названием компании. В это же время на рынке появились новые сильные игроки из других стран, в частности Индии и России. На усиление конкуренции Alcoa отреагировала наращиванием технической базы, совершенствованием технологии, снижением затрат, расширением номенклатуры изделий и области сбыта, а также беспрецедентной разработкой базы природных ресурсов по всему миру.

На рубеже тысячелетий компания Alcoa значительно увеличила свое присутствие на международном рынке за счет внутреннего роста и крупных приобретений в Европе и Азии. Так, в 2001 году Alcoa образовала стратегический альянс с китайской алюминиевой компанией Chalco, самым крупным производителем алюминия в КНР. В 2005 году в Исландии Alcoa начала строительство Alcoa Fjaroaal, металлургического завода по производству первичного алюминия. Это было первое вновь построенное металлургическое производство за 20 лет. Проект удалось реализовать несмотря на жесткую критику местных и международных негосударственных организаций, связанную прежде всего со строительством дамбы для получения электричества на нужды завода. Кроме того, Alcoa продолжала расширение производства первичного алюминия в Бразилии, на Ямайке и в Пинжарре (Западная Австралия).

В 1993 году компания Alcoa пришла в Россию, открыв представительский офис в Москве. Alcoa-Russia приобрела ряд профильных предприятий. В частности, в 2005 году Самарский металлургический завод стал ЗАО «Алкоа СМЗ». Сегодня здесь вырабатывается около 40 % российского алюминиевого проката. Это предприятие — единственный в России производитель алюминиевой ленты для банок под безалкогольные напитки и пиво, а также один из крупнейших в Европе производителей полуфабрикатов из алюминиевых сплавов. Также в 2005-м бывшее ОАО «Белокалитвинское Металлургическое Производственное Объединение» получило название ЗАО «Алкоа Металлург Рус». В настоящее время оно обеспечивает около 20 % российского алюминиевого проката, занимая сильнейшую на отечественном рынке позицию в сфере длинномерной прокатной продукции. Продукция ЗАО «Алкоа Металлург Рус» нашла широкое применение в области космической техники. Изделия завода по химическому составу, размерам и механическим свойствам соответствуют требованиям стандартов США, Германии и Англии.

Всего на предприятиях Alcoa в России трудятся 5 300 человек. При этом компания уделяет внимание не только найму профессиональных кадров, но и подготовке будущих специалистов. Так, Фонд Alcoa учредил именные стипендии для студентов старших курсов, добившихся успехов в учебной и научной деятельности, активно проявляющих себя в общественной жизни. Это одно из направлений Программы поддержки технического образования, целями которой являются сохранение и развитие интеллектуального потенциала, повышение престижа технического образования в России, поддержка усилий способных и трудолюбивых студентов. Партнерами Alcoa-Russia в рамках данной программы выступают Самарский государственный аэрокосмический университет, Донской государственный технический университет, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».

Успешное развитие бизнеса вывело Alcoa в гранды мировой экономики. В 2006 году корпорация перевела главное управление из Питтсбурга в Нью-Йорк. Впрочем, операционная штаб-квартира осталась на исторической родине Alcoa. В Корпоративном центре в Питтсбурге сейчас работают около 2 000 человек, в главном офисе в Нью-Йорке — 60.

На Мировом экономическом форуме в Давосе (Швейцария) Alcoa вошла в число трех самых устойчиво развивающихся корпораций в мире. Впрочем, расширение ее бизнеса не всегда было успешным. Так, в мае 2007 года Alcoa предложила своей бывшей дочерней компании Alcan выкупить контрольный пакет акций за 27,93 млрд долларов с целью объединить мощности для образования крупнейшего в мире производителя алюминия. Alcan не отреагировала на предложение, а через два месяца объявила о дружественном поглощении компанией Rio Tinto. В первом квартале 2008 года было продано подразделение по производству упаковочных и потребительских товаров.

Сегодня, когда алюминию отдается предпочтение при производстве удобной упаковки, новых поколений самолетов и автомобилей и тысяч других современных изделий, бизнес Alcoa процветает. Компания остается мировым лидером среди производителей алюминия. Предприятия Alcoa расположены в 31 стране. Деятельность компании охватывает все основные этапы индустриального производства: технологию, добычу, очистку, плавление, первичную и вторичную переработку. Доход от добычи и переработки алюминия и глинозема составляет три четверти всей выручки Alcoa. Компания выпускает алюминиевые конструкции, сайдинг, крепежи, литые алюминиевые изделия, в том числе колесные диски для автомобилей. Продукция Alcoa используется в авиастроении, автомобилестроении, упаковке, строительстве, нефтегазовой и оборонной промышленности.

Сегодня уже никто не считает ложку из «крылатого металла» драгоценной. Пример компании, появившейся благодаря Чарльзу Мартину Холлу, доказывает, что научные открытия в сочетании с успешным бизнесом способны изменить жизнь каждого из нас.


Похожие статьи