Bayer — победа над болью!

23Основан в 1863 году

Мировую известность бренду Bayer принес аспирин — первое в истории человечества синтезированное лекарство, созданное на основе химического, а не природного элемента. И благодаря чудодейственному аспирину, или, по-другому, ацетилсалициловой кислоте, изменился мир, а миллионы людей наконец-то получили спасение от боли и температуры.

 

Достижения бренда

1876 — в Москве открыто первое за пределами Германии предприятие компании — фабрика анилиновых красителей «Фридрих Байер и Ко».

1913 — Bayer становится одной из трех крупнейших немецких химических компаний: в ней работает более 10 тыс. сотрудников по всему миру. 2952 — в продажу поступает аспирин для детей, выпущенный Bayer.

1988 — На 350 предприятиях компании трудится более 165 тыс. человек, а акции Bayer на мировых биржах прочно заняли место среди «голубых фишек».

1994 — образовано ЗАО «Байер» с основным офисом в Москве. Компания широко представлена по всей России, в том числе благодаря своим более 25 региональным офисам.

2001 — объем продаж Bayer достигает почти 25,8 млрд долларов.

2007 — в результате поглощения Schering AG компанией Bayer, образована компания Bayer Schering Pharma.

2010 — подписано соглашение о покупке Bayer ветеринарной компании Bomac Group, расположенной в Окленде.

 

Анкета бренда

Отрасль — Производство фармацевтических препаратов, химия

Страна происхождения — Германия

Основатель — Фридрих Байер и Иоганн Фридрих Вескотт

Распространенность 150 стран мира

Число сотрудников 55 700 человек

Объем продаж 36,528 млрд долларов (данные за 2011 год)

 

Название лекарства «аспирин» родилось в результате слияния буквы А («ацетила») и слогов spir- (от лат. spirea — название травы лабазник, богатой салицином) и -in (традиционное окончание слов, обозначающих лекарственный препарат). Существует и еще одна версия, согласно которой своим названием новое лекарство обязано св. Аспиринусу — небесному заступнику и помощнику всех страдающих головной болью.

Как бы там ни было, но в 1899 году аспирин стал официальной торговой маркой компании Bayer. Продавалось лекарство в виде порошка и по рецепту, буквально в одно мгновение превратившись в самое популярное обезболивающее средство на планете. Этот препарат был обречен на успех с самого начала, и он до сегодняшнего дня остается самым распространенным медикаментозным средством: ежегодное потребление аспирина в мире превышает 40 млрд таблеток!

 

Рождение бренда

Началась история бренда в далеком 1863 году, когда в Бармене (Германия) фабрикантом Фридрихом Байером и специалистом по производству красителей Иоганном Фридрихом Вескоттом была основана компания Bayer. Бизнесом основателей компании стали краски, весьма перспективная и доходная в те времена отрасль индустрии, и в этой сфере партнеры преуспели. Вескотт был талантливым инженером-практиком, и разработанная им технология производства дешевых красителей из каменноугольных смол принесла Friedr. Bayer & Со. быстрые и большие деньги.

На четвертом десятке лет существования компании потомки Байера и Вескотта владели большой, но отнюдь не гигантской компанией с десятками фабрик за рубежом (в Москве фабрика открылась в 1876 году) и более чем 11 тыс. сотрудников. На рынках США и Южной Америки, как и в родной Германии, Bayer была ведущим игроком. Стоит отметить, что производство лекарств было для компании одним из основных направлений деятельности; уже в середине 90-х годов XIX века компания производила фенацитин — один из лучших в то время антидепрессантов.

Bayer была современным, динамичным, как бы сказали сегодня — инновационным, предприятием с исследовательским центром, но название это вряд ли стало бы брендом, если бы не случай.

У Феликса Хоффмана, химика и молодого сотрудника Bayer, отец страдал ревматизмом, а салициловую кислоту как основной лекарственный препарат при этом заболевании он не мог применять из-за проблем с желудком. Отец стал для Хоффмана по сути подопытным, на котором и испытывался продукт синтеза ацетилсалициловой кислоты. 10 августа 1897 года Хоффману удалось синтезировать ацетилсалициловую кислоту — так была создана первая в истории лечебная субстанция, не имеющая аналогов в природе.

Параллельно Хоффман сделал еще одно открытие, получив диацетилморфин — полусинтетический опиат, впоследствии более известный как героин, то есть «героический препарат». Его предполагалось использовать как более сильное обезболивающее по сравнению с ранее полученной ацетилсалициловой кислотой. Благодаря этим двум открытиям компания Bayer в одночасье стала главным фармацевтическим предприятием планеты.

К сожалению, разработчик аспирина Феликс Хоффман, проработавший на Bayer всю свою жизнь, снискал только посмертную славу: до 30-х годов прошлого века считалось, что чудесное лекарство — это плод коллективного труда специалистов компании.

Важным этапом в истории Bayer стало разрешение на продажу населению аспирина без рецепта, а произошло это в 1915 году. Чуть позже неудобные в применении порошки были заменены таблетками, и с середины 1920-х годов аспирин стали активно применять для лечения люмбаго и невралгии.

Логотип компании — знаменитый байеровский крест — был разработан еще до начала Первой мировой войны, в 1904 году. В нем горизонтально и вертикально расположено слово Bayer, причем их перекрестие приходится на общую букву Y. Светящийся логотип озаряет небо Леверкузена — города, где находится штаб-квартира Bayer. С момента установки байеровского креста в 1958 году и по сегодняшний день это самая большая светящаяся реклама в мире.

После Второй мировой войны калифорнийский врач Лоуренс Крейвен сделал поразительное открытие, доказав, что аспирин серьезно снижает риск кардиологических заболеваний. Так случилось второе рождение аспирина. Сегодня в мире четыре из десяти таблеток аспирина применяются с целью профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и только каждая четвертая — от головной или иной боли.

В 1952 году был выпущен аспирин для детей, а в 1969-м на имидж бренда поработал гигантский рекламный носитель — космос: таблетки аспирина включили в персональные аптечки астронавтов космического корабля

«Аполлон». К 100-летнему юбилею бренда, отмеченному масштабно и помпезно, выпустили триллионную таблетку. К этому же времени штат сотрудников Bayer вырос до 80 тыс. человек, а объемы продаж — до 5 млрд дойчемарок.

К концу 1980-х годов Bayer Group объединяет под своей торговой маркой несколько самостоятельных и успешных компаний тоже с почти вековой историей, таких как Wolff Walsrode, Gebr. Borchers AG и Hermann С. Starck GmbH.

Принципиальным для Bayer Group стало завоевание поистине бездонного американского фармацевтического рынка, где потребляли лекарств больше, чем где бы то ни было, потому что не могли забыть о войнах, развязанных Германией. В 1994 году, после того как Bayer приобрела одну из крупнейших американских фармацевтических компаний — Sterling Winthrop, «самая здоровая нация» начала потреблять лекарства, на упаковках которых красовался фирменный байеровский крест. В годы холодной войны в Советском Союзе фармацевтическая промышленность игнорировала права Bayer на аспирин, и длилось это вплоть до 1980-х годов. Только в 1999 году в Новой России название «аспирин» на упаковках было заменено на труднопроизносимое «ацетилсалициловая кислота».

 

«Байер» в России

Впервые в России производство компании было открыто в конце XIX века. Недалеко от Москвы была основана первая фабрика по производству ализариновых и анилиновых красителей. Фабрика «Байер» обеспечивала около 75 % спроса на искусственные красящие вещества, являясь самым крупным производителем в стране на тот момент. Постепенно ассортимент расширялся, и происходило это в основном за счет фармацевтических препаратов, в том числе легендарного аспирина. В 1912 году фабрика была преобразована в акционерное общество «Химическая фабрика «Байер & К», а через три года компания вообще закрылась.

Больше полувека прошло с того печального момента. Только в 1978 году заново открылось представительство брендовой компании Bayer AG, которое в 1994 году было преобразовано в зао «Байер». Сегодня основной офис компании в России находится в Москве, но продукция мирового концерна широко представлена по всей России благодаря более 25 региональным офисам.

Группа компаний Bayer успешно действует в 150 странах мира, включая Россию, воплощая транснациональный принцип, заложенный еще Фридрихом Байером. Bayer Healthcare — подразделение концерна Bayer AG с годовым объемом продаж более чем 16,9 млрд евро — является одной из ведущих в мире инновационных компаний на рынке лекарственных препаратов и предметов для здравоохранения.

Уже более века компания успешно действует на широком рынке химической продукции. Со времен производства красителей она продвинула далеко вперед востребованные в новом веке технологии производства полимеров, благодаря чему, например, стало возможно выпускать CD и DVD-диски и множество другой обыденной сегодня продукции. Нынешний рекламный слоган компании Bayer — Science For A Better Life — как нельзя лучше отражает идею основателя компании Фридриха Байера.

К началу XXI века производственная деятельность Bayer Group развивалась по четырем направлениям: фармацевтика, сельскохозяйственная химия, полимеры и бытовая химия. Однако достижения компании во всех этих отраслях никогда не смогут сравниться с успехом одного-единственного лекарства, поступившего на аптечный рынок в канун прошлого столетия. По сей день слово «аспирин» ассоциируется во всем мире с фармацевтической империей Bayer.


Похожие статьи