Citroen — всегда оригинальные решения

52Основан в 1919 году

Главным признаком Citroen всегда была оригинальность. Необычные формы, нестандартные технические решения — всё в этих автомобилях словно кричало о стремлении выделиться в потоке машин других марок. «Сделать не так, как у всех» — такому кредо следовал по жизни основатель компании Андре Ситроен. Он был оригинален во всем, начиная от манеры поведения и заканчивая организацией производства и распространением рекламы. компания унаследовала принципы основателя, выпуская на протяжении своего существования одни из самых необычных и ярких автошедевров.

 

Достижения бренда

1915 — 1 августа Андре Ситроен организует строительство завода по производству снарядов на парижской набережной Жавель.

1916 — предприятия Ситроена выпускают больше снарядов, чем все остальные предприятия Франции вместе взятые.

1919 — совместно с конструктором Жюлем Саломоном, создателем популярного автомобиля Le Zиbre, Ситроен организует автомобильное производство.

1919 — в мае вышла первая модель автомобиля под маркой Citroлn (тип А, двигатель объемом 1,3 литра).

1929 — в Париже построен один из крупнейших автосалонов Citroлn. Выпуск автомобилей достигает 100 000 в год.

1933 — предприятие Citroлn оборудовано гигантской непрерывной поточной линией производительностью 1 000 машин в день.

1955 — Citroлn вьшустил автомобиль с футуристическим дизайном DS-19.

2011 — выпуск модели Citroлn DS5.

 

Анкета бренда

Отрасль — Автомобилестроение

Страна происхождения — Франция

Основатель — Андре Ситроен

Количество сотрудников 186 000 человек

Объем продаж/оборот PSA Peugeot Citroлn — 59,912 млрд евро (данные за 2011 год)

 

В один из дней 1915 года на пороге кабинета русского военного агента во Франции графа Игнатьева, отвечавшего за закупки оружия, вошел человек лет сорока в безупречной визитке. Он предложил организовать выпуск шрапнели для русских пушек. Выслушав его, Игнатьев поинтересовался, на каком предприятии визитер собирается организовать выпуск шрапнели. Выяснилось, что предприятия пока не существует, но есть подробный бизнес-план.

«Сегодня у нас 10 марта, — терпеливо объяснял посетитель. К 1 августа будет построен завод. А к 1 августа 1916 года заказ будет полностью выполнен. Цена — 60 франков за снаряд. Аванс — 20 % от общей суммы». Звали этого странного бизнесмена Андре Ситроен. Как ни странно, русские заключили с ним сделку. Впрочем, их положение было незавидным: за весьма сложное производство русской шрапнели брались немногие. Кроме того, Ситроен обладал редкостным даром убеждения и подкреплял свои слова многочисленными расчетами и детальными планами на ватмане.

Получив аванс, Ситроен взялся за дело. Очень скоро на набережной Жавель, где прежде выращивали капусту для парижских рынков, появились корпуса завода по производству снарядов. Выбор местоположения объяснялся близостью реки и железнодорожной ветки. Строительство продвигалось стремительно. Фотоотчет о нем Ситроен отправлял русским заказчикам ежедневно!

На предприятии предусматривалось использование передовых технологий: электрической сигнализации, механической тяги и новейших американских станков. Всего через четыре месяца после начала строительства завод заработал, выпуская 1 500 снарядов в день. Через два месяца его ежедневная производительность достигла расчетной — 5000 снарядов. 1 августа 1916 года русский заказ был выполнен в полном объеме!

Талант предпринимателя был наследственным. Андре Ситроен родился 5 февраля 1878 года в семье удачливого бизнесмена, совладельца предприятий, занимавшихся обработкой и продажей драгоценных камней. К сожалению, в возрасте шести лет Андре потерял отца — Леви Ситроен покончил жизнь самоубийством, его потомкам пришлось добиваться всего самим.

В 1889 году Андре поступил в Политехническую школу. После ее окончания 23-летний Ситроен начал работать в мастерских своих друзей, братьев Эстенов, где производились детали для паровозов. Именно тогда в нем проявилось коммерческое чутье. В 1905 году мастерские начали выпускать зубчатые колеса-шестерни, значительно превосходившие качество конкурентов. Сконструировал их никому не известный польский механик-самоучка, у которого Ситроен вовремя купил патент. Очень быстро шестерни стали пользоваться спросом на международном рынке. Именно тогда появилась эмблема компании в виде шеврона с двумя перевернутыми буквами «V», которые схематически обозначали конические шестерни. Во Франции эту эмблему так и называют — «двойной шеврон».

В 1908 году Ситроену было предложено занять место технического директора автомобильного завода Mors. Он и здесь развил бурную деятельность: привлек к работе свежие умы, модернизировал конструкцию выпускаемых автомобилей и предложил снизить цены на них. Это привело к резкому росту продаж.

Во время Первой мировой войны талант Ситроена раскрылся в полной мере. Заключив контракт с русскими, он довольно быстро собрал деньги на строительство нового завода: 20 % сделки авансировало государство, недостающие средства удалось взять в кредит у друзей — промышленников и финансистов. Выполнив русский контракт, Андре предложил свои услуги французскому военному министерству. Очень скоро заводы Ситроена выпускали больше снарядов, чем все остальные предприятия Франции вместе взятые. Сам Ситроен объяснял свои успехи одним словом — «организация».

Необычными были не только темпы выпуска продукции, но и само производство. Ситроен одним из первых предпринимателей ввел контроль качества продукции, для чего построил специальную лабораторию. На заводах Ситроена рабочие получали бесплатное медицинское обслуживание, униформу и возможность водить детей в ясли. Позже все это стало называться социальным пакетом. В начале XX века он еще не был привычным элементом рабочего места, и люди охотно шли трудиться на предприятия Ситроена и старались не допускать брака.

В разгар боевых действий на фронтах Первой мировой Андре заказал инженерам чертежи автомобиля, который впоследствии получил его имя. К тому моменту, когда пушки смолкли, у Ситроена было все, чтобы организовать собственное автомобильное производство: опыт, высококвалифицированная команда, помещения и огромные финансовые средства, заработанные на военных заказах.

 

Рождение бренда

11 ноября 1918 года в Компьенском лесу был подписан договор о прекращении войны. Удар по планам Ситроена! Он даже спрашивал у генералов: «Сколько лет, по-вашему, не будет войны?»

Прогнозы были неутешительны — войны не ожидалось. Тогда Ситроен остановил производства, отправив сотрудников в бессрочный отпуск. Новый бизнес он открыл для себя во время визита в США. Там на заводах Генри Форда Андре познакомился с американским методом конвейерного производства автомобилей. Совместно с конструктором Жюлем Саломоном (Jules Salomon), создателем популярной автомашины Le Zиbre, Ситроен решил заняться автомобилестроением. Он перепрофилировал свой завод на набережной Жавель и в мае 1919 года приступил к выпуску автомобилей. Первой моделью стал Citroen типа А с двигателем объемом 1,3 литра и мощностью 7,4 кВт (10 л. с).

Поначалу Ситроен стремился к ежедневному выпуску 100 автомобилей, что тогда во Франции казалось невероятным. В отличие от своих европейских конкурентов, Ситроен построил производство по американскому принципу, начав с выпуска единственной модели. Его основной целью было превращение машины из недоступной диковинки в массовый товар. Идея оказалась успешной: малолитражки, предлагаемые потребителям по низкой цене, продавались отлично. За первые десять лет работы компания увеличила выпуск машин почти в 50 раз.

Впрочем, не все было гладко. Прямо напротив завода Ситроена, на другом берегу Сены, вскоре задымили производства другого автопромышленника — Рено, стремившегося стать монополистом французского рынка. Рено и Ситроен вели конкурентную борьбу еще во время войны и не терпели друг друга. На заседаниях поставщиков они принципиально садились по разные концы стола.

Для достижения успеха в этом противостоянии Ситроен постоянно совершенствовал собственную продукцию. Он разбирал на своем заводе такие известные американские автомобили, как Buick, Nash, Studebaker, изучая технические новинки. Это позволило ему в течение четырех лет увеличить производительность до 300 автомобилей в день. Тип А сменила следующая демократичная модель -5 CV, получившая название Trиfle («Трилистник»).

Впрочем, эти шаги мало отличались от процесса развития любой другой автомобильной компании. Первопроходцем Ситроен стал в рекламе и продвижении своей продукции. Он организовал проведение на авторынке крупных рекламных кампаний с самыми неожиданными приемами. Так, ради привлечения клиентов Ситроен организовывал рекламные пробеги по отдаленным районам Франции. По пути специалисты рассказывали через громкоговорители об особенностях той или иной модели Citroen. По всей Франции были установлены указатели и дорожные знаки, увенчанные «двойным шевроном». Заказчикам Ситроен посылал граммофонные пластинки с записью рекламы своих автомобилей. А для самых маленьких французов фирма наладила выпуск игрушечных машинок Citroen.

Особое внимание Андре уделял выставкам. «Выставки — самое эффективное и наименее дорогое средство рекламы. Ни один самый замысловатый рекламный прием не может сравниться с демонстрацией продукции. Впечатление от увиденного своими глазами намного богаче того, которое оставляют несколько строчек в газете», — говорил он. Стенды Citroen были самыми броскими, а продавцы — самыми убедительными. На выставках компания проводила викторины и лотереи. В результате от 3 до 15 % посетителей уезжали домой на ее новеньких автомобилях.

Автосалоны Citroen также поражали воображение. В 1929 году компания построила автомагазин, фасадом которого служила сплошная стеклянная витрина высотой 21 метр и шириной 10 метров. Через эту прозрачную стену, на которую ушло 19 тонн стекла, можно было с улицы увидеть машины, расставленные на шести ярусах.

Андре Ситроен не жалел денег на рекламу. Однажды он заплатил приличную сумму английскому летчику, чтобы тот дымом нарисовал над Парижем название компании. Вскоре парижане с удивлением наблюдали в небе надпись Citroen, начертанную четырехсотметровыми буквами. Она растянулась почти на пять километров!

Самым известным рекламным ходом Ситроена стал проект «Эйфелева башня в огне». Установив на башне 125 000 лампочек, компания Citroen подарила современникам незабываемое световое шоу. На башне поочередно вспыхивали изображения: силуэт Эйфелевой башни, звездный дождь, полет кометы, знаки зодиака, год создания башни, текущий год и наконец — огромный «двойной шеврон». С тех пор творение Эйфеля стали подсвечивать ежегодно.

На международный рынок Андре Ситроен тоже вышел с размахом: он организовал гонки по Сахаре и автопробег по Азии и Северной Америке. На автомобилях своей марки, разумеется. Для модели Citroen В2 мощностью 14,8 кВт (20 л.с.) была смонтирована полугусеничная ходовая часть. Именно такие авто покорили пустыню. Другая модель — С4 — пересекла Азию и арктическую часть Канады.

Результатом такой рекламной активности стал невероятный рост продаж. В 1925 году компания Citroen выпустила более 60 000 машин, а в 1929-м — почти 100 000. Это позволило ей выйти на первое место по объемам производства во Франции, а затем и в Европе. С конвейеров компании сходило до 1000 машин в день! Столько в то время потреблял весь французский автомобильный рынок.

К сожалению, начавшийся в начале 30-х годов XX века экономический кризис привел к финансовому краху Citroen. Привлекая огромные инвестиции под рискованные проекты, компания накопила огромные долги. К тому же сам ее основатель потерял интерес к бизнесу. В 1934 году кредиторы отказали Ситроену в ссудах, и он был вынужден объявить себя банкротом. 60 % акций компании получил тогда концерн резиновых изделий Michelin.

Андре Ситроен умер в марте 1935 года. Его скоропостижную кончину французские газеты объясняли тремя причинами: «Господин

Ситроен умер от неизлечимой болезни. Вполне возможно, что его уход из жизни ускорили обрушившиеся на него финансовые трудности. Возможно, роль в этом сыграла и смерть дочери».

Возрождение компании началось в 1948 году, когда на Парижском автосалоне она представила свой новый автомобиль 2CV. Машина не обладала ни оригинальным дизайном, ни мощным двигателем (всего 375 куб. см), однако, будучи недорогой и простой в обслуживании, сумела на долгие годы завоевать популярность не только во Франции, но и во всем мире. Более того, выпуск 2CV продолжался до 1990 года без серьезных конструктивных изменений! Как вся продукция компании Citroen, эта маленькая машина отличалась на дороге от любых других и по праву считалась одним из символов Франции.

Символом родной страны стал и другой легендарный автомобиль компании — Citroen DS-19. Эта машина с футуристическим дизайном была выпущена в 1955 году. При создании Citroen DS-19 компания полностью реализовала свой главный принцип — «не как у всех». Низкая, почти скребущая по земле машина получила пневматическую подвеску, позволявшую ей двигаться невероятно мягко. Позже она была оборудована поворотными фарами и рядом других передовых технологических новинок, на которые другие автомобильные компании решились лишь годы спустя.

Технологическую новизну DS-19 дополнили высочайшее качество исполнения и дорогие материалы. Машина так поразила современников, что ее прозвали богиней. Более того, она стала обязательным атрибутом фильмов о Фантомасе и гаража французских президентов.

В 1970-е на компанию обрушился новый кризис. После почти полувекового триумфа на автомобильном Олимпе для Citroen наступил период забвения. Спад продаж был так велик, что в 1974 году компании пришлось объединиться с другим автомобилестроительным гигантом — Peugeot. Нужно заметить, представители Peugeot хорошо понимали, за что именно ценится продукция Citroen. Поэтому они сохранили для автомобилей марки оригинальный дизайн и необычные технические решения. Идея себя оправдала — эти машины покупали люди, стремившиеся выделиться на дороге. Кроме того, автомобили Citroen очень ценили… организаторы лошадиных скачек во всем мире. Дело в том, что мягкая пневматическая подвеска была незаменима при проведении телесъемки на ходу.

В 70-е и 80-е годы марка Citroen занимала небольшую нишу, предназначенную для любителей экстравагантности. Во многом ее модели были улучшенной копией моделей компании-патрона — Peugeot. Ситуация изменилась в 1997 году с приходом на пост генерального директора концерна Жана-Мартина Фольца (Jean-Martin Folz), который решил оздоровить финансовые дела предприятия. Он направил все силы на творческую конструкторскую деятельность, чтобы внести максимальное количество различий в автомобили двух представляемых концерном марок. Для Citroen это решение стало поистине вторым рождением.

Модельная гамма автомобилей Citroen была полностью обновлена. Абсолютно все модели получили стильный дизайн и усовершенствованные технические характеристики, что позволило концерну Citroen добиться постоянного и динамичного роста продаж. В 2000 году Citroen превзошел свой собственный рекорд продаж, реализовав более миллиона автомобилей. А в 2002 году уже свыше 1312 000 покупателей сели за руль новых автомашин с «двойным шевроном».

Успех компании в 2000-е годы был связан с автомобилями линейки С. Начало ей положил седан среднего класса С5. За ним последовали мини-вэн С8, компактные хетчбэки С4, СЗ, С2 и совсем крохотный Cl. Вершиной линии С стал гигант люкс-седан Сб. Популярность этих автомобилей объяснялась ростом количества водителей, стремящихся выделиться в городском потоке. Исходя из этого компания Citroлn извлекла из прошлого хорошо знакомое сочетание букв — DS. Линейка автомобилей DS была представлена не просто яркими, но вычурными образцами, обильно усыпанными хромом, оригинальными деталями и множеством технических новаций.

«Если замысел хорош, цена не имеет значения», — говаривал когда-то Андре Ситроен. Сегодня компания следует его заветам, вновь и вновь рискуя делать машины «не как у всех».


Похожие статьи