Coca-Cola — символ США и лекарственный препарат

15Основан в 1886 году

Государственный символ и лекарственный препарат — эти разноплановые понятия причудливым образом соединены самым дорогим в мире брендом. Как? Все очень просто: название Coca-Cola знакомо миллионам людей во всем мире, ведь безалкогольную газированную кока-колу любят многие. реже говорится о медицинской составляющей бренда, хотя именно благодаря фармацевтике и стало возможным создание изумительного напитка.

 

Достижения бренда

1928 — Coca-Cola впервые выступает в роли официального напитка Олимпийских игр в Амстердаме.

1960 — компания получает права на производство напитка Fama. На родине Coca-Cola придумывают лимонный Sprite. После слияния с компанией Minute Maid ассортимент пополняется фруктовыми соками.

1982 — начался выпуск диетической воды Diet Coke и Coca-Cola Light.

1980 — Coca-Cola — официальный напиток Олимпийских игр в Москве.

1988 — по результатам независимых опросов, проведенных компанией Landor & Associates по всему миру, Coca-Cola — самый известный и наиболее предпочитаемый товарный знак в мире.

2005 — между Coca-Cola и Международным олимпийским комитетом подписан долгосрочный договор о продлении спонсорской поддержки олимпийского движения как минимум до 2020 года.

2009 — на рынке появляется революционная бутылка Plant Bottle, полностью пригодная для переработки и на треть произведенная из материалов растительного происхождения.

 

Анкета бренда

Отрасль — Производство безалкогольных напитков

Страна происхождения — США

Основатель — Джон Стит Пембертон

Распространенность — 200 стран мира

Объем продаж — 46,542 млрд долларов (данные за 2011 год)

 

История бренда Coca-Cola насчитывает более 125 лет, и связана она с именем фармацевта Джона Стита Пембертона (1831-1888), который участвовал в Гражданской войне в США, был ранен и, принимая обезболивающие препараты, быстро пристрастился к выполнявшим в то время эти функции опиуму и морфию. Но Пембертон осознавал всю пагубность такой привычки и потому поставил себе целью создать лекарственный напиток, который мог бы избавить его от головной боли без участия наркотиков. 8 мая 1886 года Пембертону это удалось, и на основе вина, в которое фармацевт добавил орех дерева колы и экстракт кустарника Дамиана, было создано снадобье, впоследствии ставшее любимым напитком : человечества.

 

Рождение бренда

Фармацевт назвал свое изобретение Pemberton’s French Wine Coca и стал продавать его в аптеке вместе с содовой по 5 центов за стакан. Но грянул сухой закон, и законопослушному Пембертону пришлось исключить алкогольную основу из напитка, заменив ее сиропом из жженого сахара и применив газирование.

Каждый день Coca-Cola покупали приблизительно около десяти человек. Выручка i от продаж в первый год составила всего лишь 50 долларов, при этом 70 долларов уходило на производство газировки, а следовательно, в первое время оно было убыточным. Лишь со временем популярность Coca-Cola начала набирать обороты и наметился рост прибыли.

Для новой версии газированного напитка бухгалтер Пембертона Фрэнк Мейсон Робинсон придумал название — так хорошо знакомое нам всем Coca-Cola. Робинсон, который владел каллиграфией, как раз и написал слова Coca-Cola красивыми фигурными буквами, то есть по сути нарисовал будущий логотип, дошедший до сегодняшнего дня с незначительными изменениями.

В1888 году Пембертон продал права на выпуск напитка бизнесмену Азу Григгсу Кэндлеру, который в 1893 году зарегистрировал компанию The Coca-Cola Company, работающую до сегодняшнего дня. Через 50 лет после своего изобретения Coca-Cola стала для американцев чем-то вроде национального символа. С 1894 года напиток стал продаваться в бутылках, а с 1955-го — в банках.

Бытует несколько легенд, повествующих историю создания оригинальной бутылки Coca-Cola. Одна из них рассказывает, что «отцом» этой бутылки «с талией» стал Бенджамин Томас, выкупивший у создателей права на продажу бутилированной кока-колы. Стремясь повысить свою прибыль, он искал нетривиальную форму, которая не ассоциировалась бы ни с каким другим продуктом, кроме его собственного. «Такую, — писал он впоследствии, — чтобы ее можно было опознать в темноте, на ощупь, в разбитом виде, чтобы по осколкам можно было понять, что в ней была Coca-Cola». И ему это удалось. А идею подала… тогдашняя мода. В 1914 году женщины носили юбки годе с перехватом ниже талии. Эти пропорции и были выбраны для оригинальных бутылочек. И надо отметить, продажи сразу уверенно поползли вверх, не говоря уже о том, что Coca-Cola стала еще более узнаваемой буквально по нескольким чертам.

Другая легенда гласит: в 1915 году дизайнер Эрл Р. Дин (Earl R. Dean) придумал оригинальную форму бутылки в 6,5 унции, вдохновившись формой плода какао. По одной из версий, Дин перепутал слова coca и cocoa, по другой — не смог найти в библиотеке ничего ни про коку, ни про колу. Чтобы бутылка лучше стояла на промышленном транспортере, внизу было сделано расширение. За все последующие годы всего произведено более 6 млрд таких бутылок. В 1955 году Coca-Cola начала продаваться в бутылках объемом 10, 12 и 26 унций. В любом случае изменение формы бутылки поспособствовало и повышению эффективности рекламных кампаний Coca-Cola, а также укреплению имиджа бренда.

В 1931 году состоялось очередное знаменательное событие в истории Coca-Cola. Компания заказала американскому художнику Хэддону Сандблому дизайн красно-белого (в цветах бренда) костюма для Санта-Клауса. До того Санта-Клаус одевался как придется, в одежду разнообразнейших цветов и оттенков. Художник долго думал, какое лицо нарисовать Санте и в результате… написал автопортрет. И вот уже много лет в Рождество на нас смотрит добрый и веселый Санта-Хэддон.

В 1939 году главный конкурент Coca-Cola — PepsiCo — начал продавать напиток в бутылках большей емкости, что делало его дешевле. Вся реклама Pepsi была построена на сравнении цен и размеров бутылок. Продажи стали стремительно расти. Coca-Cola решила расправиться с соперником. Был предъявлен иск о нарушении прав на использование торговой марки-слова «кола» в названии напитка. Длительное и скандальное судебное разбирательство завершилось мировым соглашением, но положило начало холодной войне между компаниями.

К концу 1930-х годов Coca-Cola продавалась в 44 странах. Вступление США во Вторую мировую войну сопровождалось приказом Роберта Вудраффа своей «армии»: «Я хочу, чтобы каждый человек в военной форме мог получить бутылку Coca-Cola за 5 центов. Вне зависимости от того, где он находится и сколько это будет стоить компании». В период боевых действий военным было доставлено более 5 млн бутылок Coca-Cola.

Совершенствование упаковки продукции концерна продолжалось. В 1960 году Coca-Cola начала разливать свои напитки в жестяные банки, ранее предназначавшиеся только для армии. А в 1977 году появились огромные пластиковые бутылки PET (Polyethylene Terephthalate) емкостью 2 литра.

Компания экспериментировала и со вкусами продукции, многие идеи из этой области пришлись по душе потребителям. Так, 1 февраля 1961 года было открыто производство Sprite — газировки с лимонным вкусом.

В 1979 году концерн возглавил Роберто Гозуэта — один из самых успешных менеджеров XX века. Под его руководством в 1982 году появилась Diet Coke, в которой вместо сахара используется сахарозаменитель. В одной баночке содержится всего 1 калория! Его же стараниями Coca-Cola очутилась в космосе. Это случилось в 1985 году, когда I продукция компании была включена в состав рациона американских астронавтов. Напитки для них разливали не в обычные банки, а в специальные — с трубочкой.

Долгое время Coca-Cola не могла проникнуть лишь за «железный занавес». В отличие от своего заклятого конкурента — компании PepsiCo, не только продававшей свою продукцию в СССР, но и построившей завод под Новороссийском. Лишь в 1988 году Coca-Cola появилась в Стране Советов, а позже и в Российской Федерации. Кстати, именно Coca-Cola стала одной из первых компаний, разместившей в СССР световую рекламу. В 1989 году огромный щит Coca-Cola был установлен в Москве, на Пушкинской площади.

Сегодня мировая империя Coca-Cola объединяет 11 крупных дочерних компаний международного масштаба и несколько десятков отдельных предприятий-дилеров. Например, Coca-Cola Enterprises Inc. работает в США, где производит примерно 70 % потребляемых американцами напитков, и в ряде стран Западной Европы. В 1996 году компания приобрела концентратов на 1,6 млрд долларов. Деятельность другой крупной дочерней структуры — Coca-Cola Amatil Ltd. — охватывает Азиатско-Тихоокеанский регион. В Восточной Европе работает Coca-Cola Helenic Botling Company.

В настоящее время компания Coca-Cola производит около 200 наименований напитков. Трем из них — Coca-Cola, Fanta и Sprite-принадлежит 80 % объема продаж. В мире выпускается около 70 сортов Fanta с разнообразнейшими вкусами (апельсиновым, лимонным, мандариновым, грейпфрутовым, киви, дыни, арбуза и так далее), 8 видов Coca-Cola. Концерн старается удовлетворить вкусы всех потребителей — он производит и высококалорийные напитки, обогащенные минеральными веществами, и натуральные соки. Совместно с компанией Nestle он делает холодный чай Nestea и холодный кофе Nescafe. Летом 1999 года Coca-Cola приобрела права на торговую марку Schweppes, ранее принадлежавшую компании Cadbury. На сегодняшний день товарный знак Coca-Cola является самым известным в мире. Его знают 98 % населения земного шара. Каждый день почти в 200 странах продается около миллиарда единиц продукции Coca-Cola. При этом каждую секунду в мире выпивают 8000 стаканов ее напитков.

Coca-Cola давно уже стала именем нарицательным во многих языках мира. Миллионы людей ассоциируют это слово с освежающим напитком, вкус которого знаком им с детства. История Coca-Cola насчитывает более ста двадцати лет, и это история удивительных открытий, дальновидных поступков и нестандартных решений, которые принесли напитку всемирную известность.


Похожие статьи