eBay-делайте ставки, господа!

40Основан в 1995 году

Компании eBay известна тем, что на ее интернет-ресурсе можно купить и продать все что угодно. Здесь в отличие от обычных аукционов и барахолок товар оценивается и покупается любым желающим дистанционно, причем сделать это можно из любой точки земного шара. Появление интернет-коммерции не могло не изменить жизнь людей в XXI веке. И человечество по достоинству оценило удобство такой формы продажи и покупки, благодаря чему eBay стала самой известной интернет-платформой в мире.

 

Достижения бренда

1999 — eBay приобретает немецкий аукцион Alando.

2001 — eBay выходит на рынок Латинской Америки.

2002 — eBay приобретает платежную систему PayPal.

2003 — под контроль eBay переходит китайская компания EachNet.

2004- eBay становится владелицей  — аукциона в Индии.

2005 — eBay покупает VoIP — сервис Skype.

2007- eBay покупает Afterbuy — крупного разработчика программного обеспечения для аукционов.

2008 — компания заработала 8,46 млрд долларов; штат сотрудников насчитывает около 16 тыс. человек.

2010 — Омидьяр, наряду с Биллом Гейтсом, вошел в лист 40 миллиардеров, которые направляют как минимум половину своей прибыли на благотворительность.

2011 — eBay представлен на 39 рынках, имеет более 90 млн пользователей по всему миру и торгует на сумму 1900 долларов в секунду. Компания занимает первое место в мире по объемам интернет-продаж.

 

Анкета бренда

Отрасль — Интернет-аукционы, электронная коммерция

Страна происхождения — США

Основатель — Пьер Омидьяр

Распространенность — По всему миру

Объем продаж/оборот 11,65 млрд долларов (2011), чистая прибыль — 3,23 млрд долларов (2011)

 

Сегодня аукцион eBay успешно работает более чем в 20 странах. К участию в нем допускаются товары, не запрещенные к торговле законодательством страны, на территории которой они продаются и производятся. Бизнес-стратегия компании eBay, ориентированная на увеличение прибыли за счет приумножения числа международных продаж, успешно работает на протяжении целого ряда лет, неуклонно растет и число продавцов и покупателей. Еще бы, сделки здесь доступны на разных языках 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

На eBay к тому же можно найти редкие, коллекционные пещи. На Best of eBay — сервисе, ориентированном на поиск необычных и уникальных лотов, — к примеру, были проданы рукопись Шекспира (Prince of Tyre), пережившая великий лондонский пожар 1666 года, и 50-тысячелетний мамонт, владелец которого лишился места для его хранения. И, пожалуй, есть еще одно обстоятельство, которое прибавляет аукциону участников, — это система рейтинга, когда продавцы и покупатели выставляют оценки друг другу во избежание возможного мошенничества и обмана с каждой стороны. Конечно, нельзя назвать эту систему стопроцентно успешной, но с помощью созданного механизма eBay на своей интернет-платформе предоставляет покупателям и продавцам всю возможную информацию, чтобы как-то подстраховать сделки участников аукциона.

Идея создания eBay была воплощена в жизнь в далеком 1995 году, когда в России Интернет только начинал распространяться. Изначально аукцион задумывался как интернет-ресурс для продажи редких и коллекционных вещей в США, но его невероятная популярность и востребованность сделали eBay за 10 лет монстром зарубежного интернет-бизнеса, оперирующим миллионными продажами. Основателем компании является Пьер Омидьяр. Он родился 21 июня 1967 года в Париже, в семье врача, выходца из Ирана, и француженки. Вскоре семья перебралась в США. Пьер рос любознательным и усердным мальчиком. Учился он отлично и все свободное время проводил за книгами. Компьютерными технологиями и программированием он увлекся в старших классах, когда в Америке начался компьютерный бум.

После школы Омидьяр поступил в Университет Тафта (штат Массачусетс), который окончил в 1988 году со степенью по информатике. Началом его карьеры стала работа программистом сначала в подразделении компании Apple, а затем в одной из компаний по мобильным коммуникациям. В один прекрасный момент ему в голову в качестве то ли хобби, то ли развлечения приходит мысль о том, что неплохо было бы попробовать открыть такой сайт, где люди могли бы предложить что-то для обмена или продажи. С несколькими своими друзьями Омидьяр в конце 1980-х годов и реализует эту задумку, для чего создает сетевую компанию eShop Inc., специализирующуюся на торговых сделках в интернете. Впрочем, первый опыт был скорее первым блином, который, как известно, вышел комом. Но Пьера неудача лишь подстегнула.

 

Рождение бренда

4 сентября 1995 года Пьер Омидьяр запускает на своем личном сайте страницу Auction Web, которая, собственно, и стала прообразом системы eBay. Ничто, казалось бы, не предвещало тогда коммерческого успеха предприятию: в первые дни страницу не посетило ни одного человека! Первой проданной за 13,83 долларов на интернет-аукционе вещью стала сломанная лазерная указка самого Пьера. Однако уже через год провайдер сообщил основателю компании, что трафик на сайте слишком вырос и не укладывается в лимит бесплатного сервера. Вот тогда-то Омидьяр и решил брать небольшую плату для покрытия расходов, поняв, что стал владельцем прибыльного дела.

Вместе со своим другом и коллегой Джеффри Сколлом будущий владелец крупнейшей ГТ-компании начал развивать проект, который в 1997 году получил название eBay. Эти усилия обернулись крупным успехом: спустя несколько лет количество торговых сделок на eBay перевалило за день отметку в миллион продаж!

В 2010 году состояние Пьера Омидьяра оценивалось уже в 5,5 млрд долларов. Кстати, 100 млн из них Пьер пожертвовал родному университету Тафта. В чем же состояло новаторство Омидьяра, принесшего eBay такую славу? Все просто: успех объясняется принципами устройства аукциона. Интернет-пользователь, или продавец, указывает стартовую цену лота, время начала торгов и их длительность. Все интересующиеся могут в любой момент предложить свою ставку на этот лот, а их предложения в свою очередь могут «перебить» другие потенциальные покупатели. Практически на eBay все происходит как на реальном аукционе: актуальные ставки доступны для просмотра в любой момент; участник аукциона, чья ставка была самой крупной на момент его окончания, получает право на покупку товара. Невероятному успеху аукциона способствовало и то, что eBay была первой онлайн-площад-кой, где отсутствовала комиссия за сделку, в то время как конкурирующие аукционы брали до 35 % от совершенной продажи.

Со временем Омидьяр все же решил ввести комиссию за совершенную сделку, и она составила 6 % от стоимости лота. Кроме того, eBay внедрила возможность оплаты товаров посредством кредитных карт через электронную платежную систему PayPal.

Это позволило аукциону стать площадкой для самых невероятных лотов. Так, один неизвестный выставил на продажу весь Интернет со стартовой ценой 1 млн долларов США. Покупка этого лота могла бы стать сделкой века, но никто не захотел приобрести его. А вот «смысл жизни» был продан всего за 3,26 доллара США.

Ha eBay выставляли много загадочных лотов. Например, детектор инопланетной активности, прототип которого был создан в Бразилии. Производители уверяли, что этот немного переделанный магнитометр определяет активность летающих тарелок и что его работоспособность была доказана, когда инопланетяне появились в небе над Сан-Пауло. Прибор удалось продать за 135 долларов.

Гораздо большую сумму выручил продавец набора начинающего охотника за вампирами. Комплект был стильным: арбалет и стрелы

с серебряными наконечниками, осиновый кол, бутылка со святой водой и хирургические инструменты. Все эти предметы дожидались своего часа в ящичке, изготовленном из цельного куска дерева. Набор был продан за 4550 долларов США.

Сильнейший резонанс вызвал лот «привидение в бутылке». Продавец сопроводил его | романтичной историей. Он рассказал, что во время раскопок нашел старинный деревянный ящик. Внутри были обнаружены две стеклянные бутылки и дневник. Одна из бутылок по случайности разбилась, и незадачливого любителя древностей окутал черный дым. Вторую бутылку и дневник он забрал домой, и с тех пор, по его словам, его преследовало загадочное «черное создание». Желая избавиться от второй бутылки (и привидения заодно), мужчина выставил ее на аукцион. Участникам торгов так понравилась эта история, что цена лота взлетела до 90 млн долларов! Однако был ли лот приобретен, неизвестно.

Конечно, чаще на аукцион выставляются вещи более материального свойства, хотя и не менее уникальные. Например, тестовая модель космического корабля «Бор-5» ВКК. Этот необычный лот российская компания сначала продавала за 2 млн долларов США, а потом решила ограничиться туманным словосочетанием «небольшая сумма». Максимальная ставка достигла 25 200 долларов США, однако потенциальных покупателей, вероятно, отпугнула стоимость доставки — 5000 долларов. Из «космического» раздела eBay можно выделить и продажу ракеты Falcon. Это была самая настоящая ракета, правда, без технической «начинки». Самая высокая цена, предложенная за нее, — 3950 долларов США.

Одним из крупнейших предметов, реализованных на аукционе eBay, стала подводная лодка времен Второй мировой войны, предлагаемая небольшим городом в Новой Англии. Власти решили, что больше не нуждаются в реликвии, и удачно продали ее. С морем связан и крупнейший неудавшийся аукцион — по продаже списанного авианосца. Судно предлагал неизвестный из Бразилии. Аукцион не состоялся из-за подозрительного происхождения лота.

И до сегодняшнего дня всемирно известный бренд придерживается принципов, сформулированных когда-то его основателем: «Каждый может внести свой вклад. В основном все люди добропорядочны. В открытом общении люди проявляют свои лучшие качества». Наверное, заложенная основа играет не последнюю роль в том, что все большее число интернет-пользователей доверяет свои интересы компании eBay. Мировая аудитория крупнейшего интернет-аукциона уже достигла 237,3 млн уникальных посетителей, и за последний год их количество во всем мире увеличилось примерно на 12 %.


Похожие статьи