Ford — автомобиль, доступный каждому

Основан в 1903 году

50Благодаря этому бренду значительная часть населения планеты в XX веке получила возможность передвигаться на автомобилях. Конечно, сначала больше всего автолюбителей было в США, но за небольшой срок компания Ford сумела завоевать популярность и на других континентах. Сейчас же Ford для большинства людей во всем мире — одна из самых популярных марок машин, если не самая популярная, а кроме того, и синоним понятия «отличный и доступный автомобиль».

 

Достижения бренда

1907 — Ford Motor Company открывает в Санкт-Петербурге первую российскую дилерскую сеть Ford.

1922 — компания выпускает модель Lincoln, предназначенную «не для всех». 1927 — модель А стала первым автомобилем компании Ford с овальной эмблемой на решетке радиатора.

1932 — компания представила V-образный 8-цилиндровый двигатель. 1934 — появление грузовых автомобилей Ford.

1956 — Ford Motor Company стала открытым акционерным обществом. 1964 — первое представление автомобиля Mustang. 1970 — компания первой из серийных производителей внедряет передние дисковые тормоза.

1996 — Ford открывает в Москве торговое представительство и первый дилерский центр.

2002 — в городе Всеволожске Ленинградской области официально открыт новый завод Ford Motor Company с полным производственным циклом.

2008 — Россия вошла в пятерку самых больших рынков Ford в Европе с результатом 175 793 автомобиля, проданных за год.

2010 — в 77 городах России действует 120 точек продаж и обслуживания автомобилей Ford, среди них 106 — официальные дилеры Ford.

 

Анкета бренда

Отрасль — Производство автомобилей

Страна происхождения — США

Основатель — Генри Форд

Распространенность 70 заводов по всему миру

Количество сотрудников — Около 166 000 человек

Объем продаж 136,264 млрд долларов (данные за 2011 год)

 

История «Форд Мотор» (Ford Motor Company), американской автомобильной компании, специализирующейся на выпуске легковых автомобилей «Форд», «Меркьюри», «Линкольн», а также грузовиков, разнообразной сельскохозяйственной техники, — это история удивительной преданности мечте. Штаб-квартира этой компании находится в Диборне (штат Мичиган), недалеко от того места, где когда-то располагалась ферма родителей основателя компании Генри Форда (Henry Ford) -будущего автомобильного магната.

Согласно преданию, Генри Форд решил делать автомобили после того, как в возрасте 12 лет упал с лошади. Ошибка наездника была в том, что он засмотрелся на проезжающий локомобиль. Уже тогда у Форда появилась мечта-сделать что-то подобное, а может, еще лучше и сесть за руль необычного железного коня. Есть, правда, и еще одна версия событий, по которой желание сделать двигатель для автомобиля якобы родилось у Форда после того, как он взорвал дома чайник. Так или иначе, но интерес к изобретательству у мальчика проявился с детства. Форд прекрасно разбирался в часах и даже хотел наладить свое часовое производство, но все же рев моторов привлекал его намного больше.

В свои 12 лет Генри оборудовал небольшую мастерскую, где несколькими годами позже сконструирует свой первый паровой двигатель (а кстати, первый двигатель внутреннего сгорания Генри Форд собрал на кухне у себя дома). Вскоре юному конструктору пришла в голову мысль поставить двигатель на раму с четырьмя велосипедными колесами. Так в 1896 году был создан квадроцикл — транспортное средство, которое можно считать первым автомобилем под маркой Ford.

 

Рождение бренда

Ford Motor Company со стартовым капиталом 28 тысяч долларов основали в 1903 году 11 бизнесменов из штата Мичиган. Во главе их был Генри Форд — тогда больше идейный вдохновитель производства. В том же году был создан и первый автомобиль — он был выпущен в небольшом цехе, созданном на месте переоборудованной фургонной фабрики в Детройте.

Через три года с момента основания компании Генри Форд стал президентом и основным владельцем фирмы. Первой продукцией Ford Motor Company была небольшая «бензиновая коляска» — модель Ford А. Революционным шагом в деле зарождающегося автомобилестроения стала стандартизация всех деталей автомобиля. Теперь машину могли собирать и неквалифицированные рабочие. Тщательно было продумано и устройство сборочного конвейера, что значительно оптимизировало работу производственной линии. Затем Форд все линии сборки соединил в один конвейер, который стал прообразом современного производства, когда готовый автомобиль выходит с заводского конвейера на собственном ходу. Любопытный факт: новоявленного авто промышленника не интересовали дорогие авто, его главной задачей было создание автомобиля, доступного для рядового потребителя.

В 1908 году с конвейера сходит легендарный Ford-T — «Жестяная Лиззи» (Tin Lizzy), как ласково называли автомобиль американцы. Это название было дано машине не случайно. Автомобилем Форда было просто управлять, он не требовал сложного технического обслуживания и мог проехать даже по сельским дорогам. За руль этой машины села вся Америка, и именно Ford-T стал самой известной техникой в истории авто индустрии США. Базовая цена машины составляла 260 $. Именно появление модели T ознаменовало наступление новой эры в развитии личного транспорта, когда автомобиль стал не роскошью, а средством передвижения.

Помимо легендарной T, с конвейеров сходили и другие модели, многие из которых служили объектами подражания для компаний-конкурентов. До конца 50-х годов XX века большинство автомобилей Ford выпускалось с хорошо известным в наши дни темно-синим значком. Первый овальный логотип Ford появился еще в 1907 году благодаря британским представителям компании Перри (Репу), Торнтону (Thornton) и Шрайберу (Schreiber). В рамках рекламной кампании он был представлен как «клеймо высшей пробы», призванное символизировать надежность и экономичность. Хотя овальный значок был утвержден в качестве официальной эмблемы Ford, на капот автомобиля он попал только в 1976 году. А все потому, что великий Форд считал, что «кто действительно работает, тот не нуждается в титулах. Его работа является для него достаточной честью».

Форд вошел в историю и как изобретатель, и как авто промышленник, но еще и как один из самых честных миллионеров. Он стал символом самой мощной и продвинутой экономики, а его идеи и методы в организации производства были распространены на тысячах предприятий по всему миру. Успеха Форд добился благодаря тому, что никогда не искал сиюминутной выгоды; он думал о клиентах, о качестве продукции и, если угодно, о вечном. Он часто повторял: «Квинтэссенция моей идеи в том, что расточительность и алчность тормозят истинную продуктивность».

Свои идеи Форд блестяще реализовывал не только при создании новых автомобилей, но и при завоевании новых рынков. Например, его компания одной из первых начала реализацию автомобилей в Российской империи. Это случилось в 1907 году. Компания продолжала свою деятельность в России и после революции 1917 года. 31 мая 1929 года правительство СССР и Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации массового производства легковых и грузовых автомобилей. Основой производственной программы были выбраны модели Ford-A и Ford-AA. В результате появился Нижегородский автомобильный завод (HA3), который вступил в строй 1 января 1932. В том же году с его конвейера сошел первый полуторатонный грузовик HA3-AA (с 1933 года — ГАЗ-АА), а затем началась сборка легкового автомобиля ГАЗ-A с открытым 5-местным кузовом.

В годы Второй мировой войны Ford Motor Company выпускала для армии США танковые запчасти и автомобили различного назначения, в том числе внедорожники Ford JPW. Популярность именно этой машины привела к появлению знаменитого термина «джип». Многие автомобили компании Ford поставлялись странам — союзникам США, в том числе и СССР, по lend-lease. Сам владелец автомобильной империи, ушедший в мир иной в 1947 году, был бы доволен современным положением дел компании, не изменившей его принципам. За более чем вековую историю компания Ford претерпела множество изменений. Однако приверженность тому, что у людей должны быть доступные, надежные и современные автомобили, осталась непоколебимой временем.

На смену основателю компании пришел его сын — Генри Форд-второй. Он вдохнул в бизнес новую жизнь. Форд-младший реорганизовал систему набора персонала, пригласив системных аналитиков. Эта группа из десяти бывших армейских офицеров, куда входил и будущий министр обороны Роберт Стрэйндж Макнамара, получила прозвище «вундеркинды». Применив военную методику «мозгового штурма», аналитики помогли компании избежать угрозы банкротства и снова выйти в лидеры автомобилестроения. Это стало возможным благодаря эффективному планированию и правильной организации системы административного управления. Кроме того, по совету аналитиков в конструкцию автомобилей Ford был внедрен ряд инноваций, самой заметной из которых стали ремни безопасности.

В 1949-м Ford Motor Company продала примерно 807 000 автомобилей, за год увеличив свою прибыль с 94 млн до 177 млн долларов и достигнув самого высокого объема продаж за прошедшие 20 лет. Послевоенная программа реорганизации позволила Генри Форду-второму построить 44 производственных и 18 сборочных заводов, 32 склада запчастей, два огромных испытательных полигона и 13 инженерно-исследовательских лабораторий в США.

К середине 1950-х компания сумела привлечь внимание самой выгодной категории покупателей — молодежи. Именно тогда появились две модели, позже ставшие классическими: Thunderbird и Mustang. Через десять лет на рынок вышли наиболее популярные модели Mustang. Особенно удачной оказалась вариация 1965 года-за первые сто дней после презентации было продано 100 000 этих машин! За год 418 812 покупателей сели за руль новеньких Mustang, что принесло компании 1 млрд долларов прибыли. Ford Motor Company уделяла большое внимание автоспрорту. Так, в 1968 году появилась

1,6-литровая модель Escort Twin Cam. К концу своего первого сезона Escort победил в знаменитом «Ралли 1000 озер» в Финляндии, что помогло Ford занять прочные позиции на мировом чемпионате по этому виду спорта.

В 1960-е произошло разделение на американские и европейские марки автомобилей, выпускаемых под брендом Ford. Так, в 1970-1980-х обрела популярность западноевропейская модель Ford Taunus/Cortina. Она производилась в ФРГ под названием Taunus, а в Англии — под маркой Cortina.

В1976 году был начат выпуск автомобилей семейства малолитражек Fiesta для европейского рынка. Машины Fiesta дважды (в 1995-м и 1999-м) подвергались серьезному рестайлингу, что позволяло им оставаться весьма популярными в Европе. Параллельно в США продолжался выпуск огромных и мощных автомобилей. В частности, Crown Victoria. Ее дебют состоялся в 1978 году. Эта машина нашла широкое применение в службе такси и в полиции.

Для американского рынка был выпущен и полноразмерный универсал Вгопсо 1980 года. Полноприводный пикап с укороченной базой долгое время пользовался успехом даже после появления более современных моделей. Лишь в 1990-м Вгопсо сменили пятидверные универсалы Ford Explorer.

Благодаря гибкому подходу к разным рынкам в 1998 году Ford Motor Company удалось стать вторым в мире производителем легковых и грузовых автомобилей по суммарному показателю. К этому времени компания была разделена на три структуры по географическому принципу: Ford North America, Ford Asia Pacific и Ford of Europe. Каждое из этих подразделений имело собственный модельный ряд. В 2006 году руководитель компании Малалли объявил о новой стратегии «Единый Ford», согласно которой Ford начинал выпуск «глобальных» автомобилей, общих для всех рынков. Первым таким автомобилем стал Ford Focus III. В дальнейшем все заводы корпорации — в США, России, Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, Испании и других странах — будут производить машины единого модельного ряда.

В настоящий момент компания является четвертой в мире по объему выпуска за весь период существования; в настоящее время -третьей на рынке США после GM и Toyota и второй в Европе после Volkswagen. Ford Motor занимает 10-е место в списке крупнейших публичных компаний США и 25-е место в списке мировых корпораций. По всему миру продается более 70 различных моделей машин, произведенных под марками Ford, Lincoln, Mercury и Aston Martin. У Ford есть также доля акций в компаниях Mazda Motor Corporation и Kia Motors Corporation.


Похожие статьи