Harley-Davidson -мотоцикл как образ жизни

53Основан в 1903 году

История компании Harley-Davidson Motor Company по-своему удивительна, поскольку на протяжении всего своего развития она продавала вовсе не товар и даже не бренд, а образ жизни!

 

Достижения бренда

1901 — Уильям С. Харли и Артур Дэвидсон создают свой первый двигатель внутреннего сгорания.

1903 — компания Harley-Davidson Motor Company выпускает первый мотовелосипед.

1904 — построен первый мотоцикл Harley-Davidson.

1906 — Харли и Дэвидсон построили свою первую фабрику. На этой фабрике в первый год было собрано 50 мотоциклов.

1907 — компании удалось заключить свой первый крупный контракт о поставке мотоциклов полиции.

1914 — Harley-Davidson Motor Company стала ведущим производителем мотоциклов в США, обогнав своего главного конкурента — компанию Indian Motocycle. Производство мотоциклов достигло 16 284 машин.

1920 — Harley-Davidson Motor Company стала крупнейшим производителем мотоциклов в мире. Ее мотоциклы продавали дилеры в 67 странах. Производство составляло уже 28 189 машин.

1921 — Harley-Davidson, за рулем которого был гонщик Отто Уолкер, впервые выиграл гонку, пройдя дистанцию со средней скоростью свыше 100 миль в час (160 км/ч).

2010 — модель Harley-Davidson Road King заняла первое место в рейтинге «Самый удобный и экономичный байк» немецкого журнала motorrad.

 

Анкета бренда

Отрасль — Мотостроение

Страна происхождения — США

Основатели — Уильям С. Харли и Артур Дэвидсон, Уолтер Дэвидсон и Уильям Дэвидсон

Количество сотрудников 6300 человек

Объем продаж/оборот 146,5 млн долларов

 

Все началось в 1901 году, когда 21-летний Уильям С. Харли разработал проект для небольшого двигателя объемом 7,07 кубического дюйма. Двигатель поначалу был предназначен для рыболовных лодок. В создании мотора Харли вызвался помочь друг детства Артур Дэвидсон. Когда мотор для лодки был создан, друзья поняли, что его можно установить на велосипед, тем более что такой вид транспорта был довольно популярен в те годы. Для работы Харли и Дэвидсон использовали гараж еще одного друга — Генри Мелка. Уже тогда над сараем появилась первая вывеска с узнаваемыми именами — «Харли и Дэвидсон».

Работа была завершена к 1903 году с помощью брата Артура — Уолтера Дэвидсона. К сожалению, созданный усилиями друзей мотовелосипед оказался совсем слабосильным. Но парни не отчаялись и замахнулись на более мощное — мотоцикл, который обладал вполне солидным двигателем в 24,74 кубического дюйма. В разработке этого мотора Харли и Дэвидсону помог инженер Оле Эвинруд. Большую помощь друзьям оказал также старший брат Артура Дэвидсона — Уильям, который работал в мастерской железнодорожного депо западного Милуоки инструментальщиком и помог создать раму и большинство деталей будущего мотоцикла.

Работы были закончены 8 сентября 1904 года, когда появился первый мотоцикл Harley-Davidson. В тот же день гонщик Эдуард Хилде-бранд, управляя этим мотоциклом, принял участие в гонках State Fair Park и пришел к финишу четвертым. В январе 1905 года в журнале Automobile & Cycle Trade Journal появилась первая реклама двигателей Harley-Davidson. В апреле того же года в продажу впервые поступили и мотоциклы этой марки. Правда, поначалу продажи шли ни шатко ни валко: Карл Лэнд из Чикаго, ставший первым дилером компании, сумел продать только три мотоцикла из дюжины собранных.

В 1906 году Харли и Дэвидсон построили свою первую мотоциклетную фабрику. На предприятии размером с небольшое деревянное здание за год было собрано уже 50 мотоциклов, на которых были установлены одноцилиндровые двигатели объемом 440 см3. Год спустя фабрика стала двухэтажной, что позволило выпустить уже 150 мотоциклов. Тогда же, в 1907 году, компании удалось заключить свой первый крупный контракт о поставке мотоциклов полиции.

В феврале 1907 года на чикагской автомобильной выставке Harley-Davidson впервые продемонстрировала новую разработку — мотоцикл с двигателем V-Twin объемом 53,68 кубического дюйма (880 см3) и мощностью около 7 л. с. (5 кВт). Новинка была в два раза мощнее предшествующих одноцилиндровых моделей, а ее максимальная скорость составила около 60 миль в час (97 км/ч).

Спрос на мотоциклы Harley-Davidson постоянно рос. В 1908 году компания произвела 450 мотоциклов, в 1909-м — 1 149. В 1911 году была выпущена усовершенствованная модель двигателя V-twin, у которого было механическое управление впускным клапаном, при этом объем нового двигателя был уменьшен до 49,48 кубического дюйма (810 см3), но за счет более совершенной системы газораспределения его мощность возросла почти в 2 раза.

Хорошие ездовые качества мотоциклов Harley-Davidson были лучше, чем у конкурентов, и это позволило потеснить многих из них с рынка мотоциклов. Если в 1908 году в США мотоциклы производило около 150 компаний, то к 1914 году рынок был фактически поделен между двумя самыми крупными — Harley-Davidson и Indian. Так начиналось соперничество, продлившееся несколько десятков лет.

В 1914 году Harley-Davidson произвела уже 16 284 мотоцикла, а в 1916 году компании удалось заключить крупный контракт на поставку 500 мотоциклов для британской армии. В 1917 году, после вступления Соединенных Штатов в Первую мировую войну, мотоциклы Harley-Davidson стали поступать и на вооружение в американскую армию. Всего же за годы Первой мировой в различные армии мира было поставлено более 20 тыс. мотоциклов Harley-Davidson, которые, как правило, использовались в качестве разведывательного либо связного транспорта.

К 1920 году компания Harley-Davidson стала крупнейшим производителем мотоциклов в мире, выпуская в год более 28 тысяч машин, которые реализовывались через разветвленную дилерскую сеть в 67 странах. Популярность марке придавало активное участие мотоциклов бренда в спортивных соревнованиях и гонках. Так, в 1921 году гонщик Отто Уолкер, управляя Harley-Davidson, выиграл одну из таких гонок, пройдя дистанцию со средней скоростью свыше 100 миль в час (160 км/ч).

Фирма постоянно совершенствовала мотоциклы. В 1922 году был создан новый 74-дюймовый двигатель V-Twin. В 1925 году впервые появился знаменитый бензобак в виде капли, который установлен на большинстве современных моделей мотоциклов. В 1928 году на машинах Harley-Davidson появился передний тормоз, а в конце лета 1929 года компания выпустила новую модель с двигателем объемом 45 кубических дюймов. Новый мотоцикл стал достойным соперником немногочисленных моделей конкурентов — мотоциклам «Ска-ут-101» фирмы Indian и «Супер X» фирмы «Эксельсиор».

Дебютировавшая в 1936 году модель «Е» стала для компании Harley-Davidson прорывом сразу в нескольких направлениях. Новый двигатель рабочим объемом 998 см3 был оснащен верхними клапанами и циркуляционной системой смазки с сухим картером (ранее моторы компании оснащались системой смазки «на прогар»). Мотор развивал мощность 37 л. с. в базовом варианте и 40 л. с. в форсированной версии «ES». В отдельном блоке располагалась четырехступенчатая коробка передач. Мотоцикл получил жесткую на скручивание дуплексную раму и панель приборов на бензобаке. В историю эта модель вошла под названием «Наклхед» (knucklehead — «суставчатая голова»), полученным за своеобразную форму верхних крышек.

К сезону 1937 года многие изменения, появившиеся в серии «Е», были внесены и в конструкцию нижнеклапанных моделей Harley-Davidson: новый дизайн с панелью приборов на бензобаке, циркуляционная система смазки, дуплексная рама и четырехступенчатая коробка передач для 1207-кубовой машины «UL». 738-кубовая версия получила индекс «WL».

Вторая мировая война вновь поставила мотоциклы Harley-Davidson в армейский строй. Основными моделями стали «WLA» и «WLC» — армейские версии «WL». В годы войны компания изготовила около 90 тысяч этих мотоциклов. Кроме того, в 1942 году компанией было выпущено около 1 тыс. мотоциклов модели «ХА 750».

Военные версии «Харлеев» оснащались коробками с боеприпасами и подставкой для пулемета, а также двумя большими кожаными сумками, покрышками с развитым протектором, глубоким седлом с мягкой центральной пружиной, большими плоскими подножками, широким рулем с отогнутыми назад рукоятками, большими дугами безопасности и приборами, вынесенными на бак, в состав которых входили контрольные лампы зарядки аккумулятора.

После войны компания возобновила производство гражданской версии «WL» и верхнеклапанных «Е» и «F». Неожиданным дополнением модельной гаммы стал представленный в 1947 году легкий мотоцикл «S125» с одноцилиндровым двухтактным двигателем (123 см3, 3 л. с). Фактически эта конструкция была военным трофеем: по репарационным соглашениям компания получила документацию на немецкий «ДКВ RT125».

Впрочем, новые мотоциклы зачастую не находили своих владельцев, поскольку после окончания боевых действий на гражданский рынок хлынул поток военных мотоциклов, которые армия по дешевке стала распродавать после войны. Зачастую мотоциклы оказывались в руках совершенно неуправляемых людей, которые не собирались выполнять не только ПДД, но и вообще какие-либо другие договоренности с участниками дорожного движения. Многие из них вернулись с фронта и не желали возвращения в размеренную жизнь послевоенной Америки. Эти дорожные хулиганы стали сбиваться в мотобанды, которые, впрочем, назывались вполне приличным термином «мотоклубы».

Но нет худа без добра. Это верно и в случае компании Harley-Davidson. Скандальный и даже опасный имидж вокруг байкеров положил начало культу, связанному с мотоциклами компании. Внезапно выяснилось, что покупка мотоцикла может стать вызовом устоявшимся правилам общества. Мотоциклы стали покупать не как средство передвижения, а как способ выразить внутреннюю свободу и подчеркнуть яркий, независимый имидж. Стоит ли говорить, что компания ухватилась за новую идею и стала делать все для создания особого статуса своего бренда?

Вскоре произошло еще одно событие, приятное для Harley-Davidson: в 1953 году со сцены сошла последняя компания-конкурент — Indian. На северо-американском рынке мотоциклов Harley-Davidson на некоторое время оставалась монополистом.

Впрочем, бурный рост американского мотоциклетного рынка в 1960-х годах почти не отразился на благосостоянии Harley-Davidson. В середине десятилетия на долю мотоциклов бренда приходилось лишь 6 %. В 1969 году предприятие потеряло независимость, войдя в состав концерна «Эй-Эм-Эф» (AMF). Новый хозяин вложил немалые средства в развитие мотоциклетного производства, в 1973 году вошел в строй современный сборочный завод в городе Йорке, штат Пенсильвания. Объем продаж вырос с 25 тысяч мотоциклов в 1965 году до 75 тысяч в 1975 году.

Увы, все старания сошли на нет из-за низкого качества мотоциклов и весьма неспешной технической эволюции. Единственное, что изменилось в 1970-х, — так это дизайн мотоциклов. Во многом это заслуга Вилли Джи Дэвидсона (Willy G. Davidson). Внук одного из основателей фирмы, он стал ее главным дизайнером. В 1971 году Вилли Джи создал «FX1200 Супер Глайд», являвший собой один из первых круизеров. Этот стиль стал определяющим для будущего компании Harley-Davidson.

Но американская публика не оценила это творение Вилли Джи. Зато на ура был воспринят представленный в 1977 году «FXS1200 Лоу Райдер» (Low Rider) — мотоцикл с увеличенным вылетом передней вилки, растянутой базой и низко посаженным водительским седлом. Дебютировавшая в конце 1979 года модель «FLT80 Тур Глайд» (Tour Glide), кроме обновленного мотора, получила раму с подвеской двигателя на сайлентблоках, пятиступенчатую коробку передач, оснащенный двумя фарами обтекатель туристского типа. Через год компания представила круизер «FXB80 Стургис» (Sturgis), технической изюминкой которого стал усиленный кевларом зубчатый ремень, который использовался в моторной и главной передачах.

К началу 1980-х годов объемы производства Harley-Davidson упали до 40-45 тысяч мотоциклов в год. Дороги США, да и всего мира заполонила продукция японских фирм: Honda, Yamaha, Suzuki, Kawasaki. При этом японцы пытались копировать не только сами американские мотоциклы, но даже звук их двигателей.

Впрочем, группа ведущих менеджеров Harley-Davidson винила в происходящем не только сильную конкуренцию со стороны японских фирм, но и неправильную политику руководства «Эй-Эм-Эф», заинтересованного лишь в выжимании прибылей. В июне 1981 года менеджеры выкупили акции компании, и марка Harley-Davidson вновь обрела независимость.

Первым делом новые хозяева Harley-Davidson занялись повышением качества и снижением издержек производства. Кроме того, при поддержке администрации президента США они добились пятилетнего повышения пошлин на импортные мотоциклы с рабочим объемом более 700 см3. В 1982 году компания представила две вариации на тему «Спортстера». Модель «XLX 61 Стрипстер» (Stripster) отличалась крайне урезанной комплектацией, что позволило сильно снизить ее цену. Вариант «XR1000R», напротив, предназначался для гурманов: форсированный до 70 л. с. 998-кубовый двигатель с двумя карбюраторами, сниженная до 230 кг масса, внешность в стиле трековых мотоциклов. В конце 1983 года дебютировал новый «большой» двигатель, получивший на сей раз официальное название «Эволюшн» (Evolution, 1 338 см3, 67 л. с). В отличие от «Шовелхед» новый мотор имел алюминиевые цилиндры с чугунными гильзами. Головки цилиндров с уменьшенным углом развала клапанов позволили увеличить степень сжатия и снизить расход топлива. Одновременно компания представила свежую серию круизеров «FXST Софтэйл» (Softail) со спрятанными под двигателем амортизаторами задней подвески, имевшей вид жесткой.

В конце 1985 года дебютировало обновленное семейство «Спорт-стер» с двигателем типа «Эволюшн». Новый силовой агрегат предстал в двух вариантах: с рабочим объемом 883 см3 и мощностью 50 л. с, сблокированный, с пятиступенчатой коробкой передач, и оснащенный четырехступенчатой коробкой передач 1101-кубо-вый мощностью 54 л. с. Через два года на смену этому двигателю пришел 64-сильный с рабочим объемом 1198 см3 в комплекте с пятиступенчатой коробкой.

Уловив моду на стиль ретро, Вилли Джи Дэвидсон в конце 1985 года представил модель «FLST Хэритидж Софтэйл» (Heritage Softail), дизайн которой повторял стиль 1950-х годов. А модель 1988 года «FX5TS Спринджер Софтэйл» (Springer Softail) получила рычажную переднюю вилку, внешне имитацию той, что применялась на мотоциклах компании с 1907 по 1949 год.

Улучшившееся финансовое положение Harley-Davidson (в 1990 году компания выпустила более 62 тысяч мотоциклов) позволило сделать несколько интересных приобретений. В погоне за контрактом на поставку армейских мотоциклов в 1987 году концерн купил британскую фирму «Армстронг», так что военные нескольких стран вскоре получили весьма необычные для марки Harley-Davidson машины — типичные мотоциклы двойного назначения с одноцилиндровым двигателем «Ротакс» (Rotax) (504 см3, 27 л. с). В 1992 году концерн приобрел пакет акций американской компании «Бьюлл», выпускавшей спортбайки с модифицированными моторами «Спортстер», а в 1998 году стал ее полным владельцем. В 1994 году концерн начал амбициозную программу участия в американских гонках «Супербайк», создав модель «VR1000» с двухцилиндровым V-образным двигателем жидкостного охлаждения (996 см3, 135 л. с), оснащенным головками цилиндров с двумя верхними распредвалами, четырьмя клапанами и впрыском топлива. Силовой агрегат был установлен в диагональную раму из алюминиевого сплава. Новый завод в Канзас-Сити открылся в 1987 году — на него перевели производство «Спортстеров».

Продолжалось и совершенствование традиционных для компании Harley-Davidson машин. К трем основным семействам «Спортстер», «Софтэйл» и базирующимся на шасси «Электра Глайд» туристским машинам в конце 1990 года прибавилась серия «Дина Глайд» (Dyna Glide), сочетающая 1338-кубовый мотор с динамичным спортивным обликом. С 1994 года эти большие двигатели стали оснащать системой впрыска топлива. В конце 1998 года туристские мотоциклы и семейство «Дина Глайд» получили новый двигатель «Твин Кэм — 88» (Twin Cam, 1 449 см3, 68 л. с). Главная характерная черта этого двигателя ясна из его названия: индивидуальный распредвал для каждого цилиндра, притом что в головке располагаются лишь клапаны. Версию этого мотора с уравновешивающими валами в 1999 году стали ставить и на семейство «Софтэйл».

Но подлинную революцию в имидже компании Harley-Davidson произвела дебютировавшая летом 2001 года модель «VRSCA Ви-Род» (V-Rod). Созданный совместно со специалистами немецкой компании «Порше» (Porsche) двухцилиндровый V-образный двигатель (1 130 см3, 115 л. с.) оснащен системой жидкостного охлаждения, двумя верхними распредвалами и четырьмя клапанами в каждой головке, а также системой впрыска топлива. Необычен и дизайн машины, в облике которой доминирует пространственная трубчатая рама оригинального рисунка.

Ныне Harley-Davidson — процветающая компания, выпускающая ежегодно более 200 тысяч мотоциклов. Ей принадлежит почти половина американского рынка мотоциклов с рабочим объемом двигателя свыше 650 см3. На сегодняшний день компания, по сути, является поставщиком эксклюзивной мототехники. Высокие цены на продукцию Harley-Davidson объясняются не только соображениями брендовой политики, но и высоким качеством материалов, а также большим количеством технологических новаций, разрабатываемых в кооперации с ведущими инжиниринговыми компаниями. Так, для мотоциклов семейства V-Rod компания совместно с инженерами фирмы Porsche разработала инновационные двигатели жидкостного охлаждения Revolution.

Совершенствование модельного ряда позволяет компании стабильно удерживать высокий уровень продаж не только в США, но и по всему миру. Например, в 2010 году модель Harley-Davidson Road King заняла первое место в рейтинге «Самый комфортный и экономичный байк» немецкого журнала Motorrad.

Современный модельный ряд фирмы весьма разнообразен и включает в себя пять линеек мотоциклов: Touring, Softail, Dyna, Sportster и V-rod. Также существует еще линейка специально доработанных мотоциклов тюнинговым ателье CVO (Custom Vehicle Operations). В каждой линейке есть так называемая Dark Custom Series, в которую входят мотоциклы с преобладанием темных тонов и минимумом хрома в отделке.

Однако Harley-Davidson — это не только мотоциклы. Особенность маркетинговой политики Harley- создание сообщества людей, лояльных именно к этому бренду. Для этих людей важна не только покупка собственно мотоцикла, но и приобщение к определенному образу жизни, имидж которого старательно культивируется компанией. Помимо мотоциклов, эти люди покупают множество товаров широкого потребления с эмблемой Harley-Davidson. Одежда, обувь, мебель, посуда, выпускаемые под этой маркой, — это все своеобразный культовый стиль жизни «от Харли». Специально созданный в составе компании отдел по лицензированию тщательно изучает товары, претендующие на распространение под маркой Harley-Davidson, и внимательно следит за тем, чтобы это не привело к размыванию торговой марки. Главные требования компании к продаваемым под ее маркой товарам — высокое качество и долговечность. Именно по этим причинам возможность использовать логотип Harley-Davidson была предоставлена производителю многоразовых зажигалок Zippo. А вот Bic, производителю всего одноразового, в этом было отказано.

Кроме того, чтобы получить возможность эксплуатировать имя бренда, товар должен либо представлять практическую ценность для клиентов Harley-Davidson, либо обеспечивать широкую узнаваемость торговой марки. Продавая различные аксессуары с изображением своего логотипа, компания старается иметь клиентов среди разных слоев общества, ведь такой мотоцикл может себе позволить далеко не каждый, зато многие хотят приобщиться к большому сообществу Harley-Davidson.

Компания не забывает, что главным ее товаром остаются мотоциклы, а не косметика или одежда, поэтому основную часть своих средств направляет в это русло. Тем не менее под маркой Harley-Davidson продается множество товаров, казалось бы, далеких от мотоциклетной тематики. Например, за последние десятилетия лицензии получили сотни товаров, производимых косметическим брендом L’Oreal. Эмблема Harley-Davidson украшает флаконы туалетной воды, крема после бритья, геля для душа и т. д. Кроме того, была также изготовлена партия кукол Barbie, одетых в стиле Harley.

Помимо всего прочего, владелец любого из мотоциклов Harley-Davidson может вступить в специально созданное фирмой сообщество мотоциклистов H.O.G. — Harley Owners Group. На сегодня H.O.G. -самый многочисленный клуб любителей мотоциклов в мире. Люди, состоящие в клубе, имеют приличные скидки на продукцию с логотипом Harley-Davidson, участвуют в многочисленных мероприятиях по всему свету, что позволяет им почувствовать себя причастными к чему-то элитарному.

Немало компания делает и для снижения негативного имиджа, связанного с байкерской культурой, делая ставку на солидных господ в возрасте «далеко за сорок», активно организует различные благотворительные аукционы и поддерживает фонды. Одним из них стала проходившая в Москве акция Harley-Davidson Summer Party, в ходе которой собирались средства в пользу благотворительного фонда «Волонтеры — в помощь детям-сиротам». Схожие благотворительные мероприятия периодически устраиваются компанией в поддержку детей из Сьерра-Леоне, больных ВИЧ в Индии и Африке и т. д.

Поможет ли расставание с бунтарским образом поддержанию легенды о свободе и независимости, которые приходят с покупкой мотоцикла Harley-Davidson? Время покажет!


Похожие статьи