Lipton — империя чая

16Основан в 1898 году

Казалось бы, что такое в повседневной жизни пакетик с чаем? Вроде бы мелочь, но это только в том случае, если этот пакетик всегда под рукой. И действительно, почти на каждой кухне есть чай, и это почти наверняка Lipton. В самолете, поезде, любой точке быстрого питания, на работе или на даче — практически везде можно увидеть желтую коробочку с чаем Lipton. Каждый день в мире выпивается 205 млн чашек этого напитка, и лишь англичане, сохраняя оригинальность, почти не участвуют в коллективном чаепитии, многое теряя из-за своей приверженности чаю другой марки.

 

Достижения бренда

1909 — открылась первая чайно-фасовочная фабрика Lipton в Нью-Йорке. 1919 — основное производство открывается в городе Хобокен (штат Нью-Джерси).

1927 — чайные пакетики Lipton впервые упаковьшаются в жестяные банки.

1932 — логотип TJ Lipton впервые появляется на упаковках.

1938 — компания Univer покупает чайный бизнес Lipton в США и Канаде.

1972 — начало выпуска в США Lipton Ice Tea в жестяных банках.

1978 — Lipton Ice Tea впервые появляется на прилавках европейских магазинов.

1992 — начало партнерства Lipton и Pepsi-Cola в США. 2002 — ребрендинг компании Lipton: в логотипе появляется изображение солнца.

2004 — глобальное партнерство Lipton с Pepsi — создание Pepsi Lipton International.

2010 — выпуск первого чая Lipton Yellow Label Global IBC («Глоток вдохновения»).

 

Анкета бренда

Отрасль — Производство чая

Страна происхождения — Шотландия

Основатель — Томас Липтон

Распространенность — 150 стран мира

Объем продаж/оборот — ежегодный оборот компании Unilever — 5,689 млрд долларов (данные за 2010 год)

 

В свое время в числе поклонниц чая Lipton была сама королева Виктория. Она считала, что основатель бренда Томас Липтон способствует формированию английского стиля жизни и его вклад достоин титула сэра, поэтому в 1897 году чайный барон был посвящен в рыцари.

 

Рождение бренда

Томас Липтон родился в 1850 году в Шотландии, всю свою сознательную жизнь стремился быть оригинальным, совершая именно поступки. Он работал в родительской бакалейной лавке, мыл палубы на корабле, путешествовал «зайцем» в Америку, а когда в возрасте 21 года наш герой вернулся на родину, он, имея капитал в 180 фунтов, решил открыть бакалейную лавку.

Именно тогда его стала занимать мысль, как стать оригинальным и привлечь покупателей, чтобы те, один раз посетив его магазин, стали постоянными клиентами.

Через четыре года у Липтона было уже 20 магазинов на западе Шотландии. Он по-прежнему полагался во всем на свою фантазию и изобретательность. Витрины его магазинов были разрисованы необычными картинками, продукты разложены в виде затейливых композиций. Для дизайна магазина специально был нанят карикатурист Уилли Локхарт. К празднику Рождества в 1881 году Липтон заказал в Америке самый большой в мире крут сыра. Жители Глазго выстроились в очередь — и весь сыр был распродан за два часа. В своих рекламных акциях Липтон всегда пытался найти что-то новое и часто не задумывался о тратах. В 1901 году он построил яхту, которая на протяжении многих лет участвовала в гонках на Кубок Америки, но так ни разу и не победила, а Липтон завоевал титул почетного аутсайдера.

В 35 лет Томас Липтон купил продовольственные склады в Чикаго и фабрику по упаковке продуктов. К этому времени его разветвленная торговая сеть охватывала не только Великобританию, но и другие страны Европы. Прирастающий капитал нужно было использовать, и смекалистый и оригинальный в своих поступках Липтон, узнав о неслыханной дешевизне сельскохозяйственных угодий на Цейлоне, приобрел там 5,5 тыс. акров чайных плантаций.

Бесперебойные поставки чая в Старый Свет, слаженная работа складских и упаковочных служб, канатные линии, которые облегчали доставку чайного листа с плантации к месту переработки, а также жесткое исполнение правил маркетинга и логистики — и Липтон с успехом и довольно легко завоевал чайный рынок Европы и Америки.

Самым большим достижением Липтона в развитии бакалейной торговли стало также и то, что он первым начал продавать чай не вразвес, а в небольших коробках и по доступным ценам. Чаепитие обрело черты национальной традиции в Европе и США. «Прямо с плантации — в чашку», — призывал один из первых рекламных слоганов, придуманных самим Липтоном. Чай, по мысли основателя бренда, должен быть доступным по цене и при этом хорошего качества. Для этого Томасу Липтону пришлось побороться не только с издержками, увеличивающими стоимость товара, но и с дикими предрассудками, ходившими в обществе. Так, по слухам, торговцы чая, увеличивая его вес, добавляли в него овечий помет. Чтобы изменить общественное мнение, Липтону пришлось нанять лучших специалистов-блендеров, составляющих чайную смесь.

В числе революционных достижений Липтона — создание чайных пакетиков. Основатель бренда не ошибся: его чай, упакованный в аккуратные пачки с изображением красавицы с корзиной на голове, стал своеобразным символом эпохи. Именно чай Lipton стал впервые в мире продаваться в одноразовых пакетиках, хотя эта простая идея принадлежит американцу Тому Салливану. Но предприимчивый и неутомимый Липтон первым в начале XX века внедрил идею, организовав массовое производство пакетированного чая. Сэр Томас Джонстоун Липтон умер в 1931 году в Лондоне, не оставив наследников. Его личное состояние, оцененное в несколько миллионов фунтов стерлингов, пошло на благотворительные цели. И до сего дня нет в мире человека, столь талантливо и оригинально владевшего такой огромной чайной империей.

В 1972 году англо-голландский концерн Unilever купил все компании, составлявшие некогда чайную империю Липтона. А несколько лет назад руководство концерна вложило в кампанию по обновлению бренда Lipton около 100 млн долларов. Бренд процветает и по сей день, и чай в традиционных желтых коробках продолжает оставаться одним из самых узнаваемых продуктов, давая наслаждение людям более чем в 150 странах мира.


Похожие статьи