McDonald’s — быстро, вкусно и недорого!

20Основан в 1940 году

Последний день января 1990 года москвичам и гостям столицы, попавшим

В центр города, на пушкинскую площадь, запомнился особо. тогда здесь образовалась гигантская очередь — примерно из 5 000 человек. и не само ее появление будут вспоминать наши современники и потомки: в России в те годы еще не отвыкли от подобных явлений. январская очередь 1990-го выглядела иначе: в ней стояли веселые, любопытные молодые люди, которых, похоже, не напрягало ожидание и которые были готовы провести на зимней улице часы, чтобы только попасть в первый российский ресторан McDonald’s, открывшийся на улице Большой Бронной, — на тот момент самый большой в мире, на сегодняшний день самый большой в Европе.

 

Достижения бренда

1984 — товарооборот сети McDonald’s превысил 10 млрд долларов, в 36 странах работает 8 300 ресторанов и продается 50 млрд гамбургеров.

1990 — товарооборот McDonald’s возрастает до 18,7 млрд долларов, в 54 странах мира работает 11 800 ресторанов корпорации, количество проданных гамбургеров превышает 80 млрд.

2008 — общая численность персонала компании в 2008 году составила около 400 тыс. человек, выручка — 23,5 млрд долларов, операционная прибыль — 4,3 млрд долларов, чистая прибыль — 2,6 млрд долларов.

2009 — под торговой маркой McDonald’s работает 32 060 ресторанов в 118 странах мира, в том числе около 14 тыс. — в США.

2010 — выручка корпорации достигает рекордной отметки 24,07 млрд долл. McDonald’s владеет 32 737 ресторанами, занимая 2-е место по количеству ресторанов сети во всем мире после Subway.

 

Анкета бренда

Отрасль — Общественное питание

Страна происхождения — США

Основатели — Дик и Мак Макдоналды (основатели концепции ресторанов), Рэй Крок (основатель корпорации)

Распространенность — Открыто 32 737 ресторанов во всем мире (данные за 2010 год)

Количество сотрудников — 700 000 (данные за 2011 год)

Объем продаж/оборот- 5,5 млрд долларов (данные за 2011 год)

 

Открытие McDonald’s в Москве стало кульминацией длительного процесса переговоров, которые начались во время Олимпийских игр в Монреале в 1976 году и завершились подписанием крупнейшего договора между правительством Москвы и компанией общественного питания Соединенных Штатов Америки о создании совместного предприятия.

С самого начала своей работы в России ресторан на Пушкинской установил мировой рекорд в истории компании McDonald’s: здесь за день обслужили почти 30 000 человек. Ресторан быстро стал любимым местом встречи молодежи, что, впрочем, остается доброй традицией и в наши дни. Вскоре в московском ресторане обслуживали от 40 000 до 50 000 посетителей в день. Почему так важны эти цифры? Да потому, что и в России они свидетельствуют о безупречности концепции ресторана быстрого питания, заложенной в конце 40-х годов XX века родоначальниками компании McDonalds. Система, придуманная братьями Ричардом (Дик) и Морисом (Мак) Макдоналдсами, основывалась на трех китах: быстрое обслуживание, низкие цены и большой объем. А необходимость в системе возникла, когда братьям потребовалось модернизировать свой ресторанчик для автомобилистов в Сан-Бернардино (штат Калифорния). Тогда-то они и внедрили принцип самообслуживания на прилавке, переделали кухню, заменили оборудование на то, которое было изготовлено из нержавеющей стали и рассчитано на массовое производство и скорость, как на сборочных линиях. Кроме того, они резко снизили и без того конкурентоспособную цену на гамбургеры. Концепция, разработанная Макдоналдсами, успешно работает по сей день, и в безумных мегаполисах для многих (не будем включать сюда борцов с фастфудом) этот американский общепит стал палочкой-выручалочкой в смысле питания.

Этой системе не суждено, однако, было бы стать основой империи McDonald’s, если бы не судьбоносная встреча Дика и Мака с Рэем Кроком (1902-1984). Дело в том, что, создав концепцию, Макдоналды не хотели лично контролировать расширение своего бизнеса по всей стране и назначили этого человека исключительным агентом по франчайзингу. Почему именно Крока? Да потому, что тот верил в идею фастфуда и потенциал братьев Макдональдов. Крок не побоялся поставить на карту все и заложить свой дом, чтобы выкупить лицензию на распространение франшиз компании. А вообще говоря, Рэй был мечтателем, притом что всегда занимался вполне земными делами. В 15 лет он бросил школу, чтобы работать водителем скорой помощи в Красном Кресте во время Первой мировой войны. Был коммивояжером, искал лучший продукт для продажи, начиная с бумажных стаканчиков в Чикаго. Пробовал себя в торговле недвижимостью во Флориде и, наконец, создал неплохой бизнес в качестве исключительного дистрибутора машинок для приготовления коктейлей «Малтимиксер». В течение 20 лет этот скромный американский торговец занимался продажами миксеров, пока в 1954 году, на шестом десятке, не получил выгодный заказ на поставку сразу восьми машин, так как, по словам клиентов, в их «закусочной» готовится одновременно 48 молочных коктейлей (интересно было бы сейчас посмотреть, как это работало!). А тогда Крок решает нанести визит в ресторан братьев, где видит быстро двигающуюся очередь посетителей, покупающих целые пакеты бургеров и картошки. Вот тут-то и озаряет его гениальная мысль: «Такая система будет работать везде. Везде!» И следом Крок задает Макдональдам судьбоносный вопрос: «Почему бы вам не открыть целую сеть таких ресторанов?», решая тут же вложить свои деньги в мини-фабрики по производству быстрой еды.

Через год в Иллинойсе открылась первая копия McDonald’s — ресторан Des Plaines. В том же году была зарегистрирована компания McDonald’s System Inc. (в 1960-м ее переименовали в McDonald’s Corporation). Уже в первый день работы выручка Des Plaines составила 366,12 $. Сейчас в этом ресторане действует музей известной на весь мир корпорации, где экспонируются личные вещи основателей, а также барные миксеры, с которых, по сути, все и начиналось. В 1961 году братья за 2,7 млн долларов уступили свою долю Кроку -через семь лет действовало уже 1200 ресторанов McDonald’s, а к 1972 году — без малого в 2 раза больше: 2272. Всего 16 лет понадобилось Рэю Кроку на то, чтобы заработать 1 млрд долларов — у IBM, к примеру, на это ушло 46 лет. Крок вошел в список 100 самых главных американцев XX века. А ведь до 52 лет он слыл неудачником! Но самое главное, Рэй Крок сохранил принципы братьев Макдональдов: ограниченное меню, качественная еда, система сборочной линии, быстрое и дружелюбное обслуживание плюс высокие стандарты чистоты. Все это и по сей день сохраняется в работе сети ресторанов McDonald’s.

К1995 году брендовая компания открывала по всему миру шесть ресторанов в день с ассортиментом, включающим гамбургеры (в том числе «Бигмак»), сандвичи, картофель фри, десерты, молочные коктейли, напитки. В большинстве стран мира в ресторанах сети продают еще и пиво, однако в России рестораны полностью безалкогольные. «Золотые арки» McDonald’s, или две арки желтого цвета по бокам здания красно-белого цвета, которые были использованы братьями Макдональдами в оформлении своих первых ресторанов, с годами превратились в букву «М» и благодаря художнику Джиму Шиндлеру (Jim Schindler) фактически стали логотипом компании.

Сегодня рестораны McDonald’s, наводнившие многие города мира, иногда ассоциируют с навязыванием американского образа жизни. Но компания серьезно работает над своим имиджем, адаптируясь к местным условиям и организуя целевые аудитории. В частности, сеть McDonald’s стремится расширить меню теми или иными национальными блюдами, прислушивается к мнению потребителей и учитывает предпочтения клиентов. К примеру, в арабских странах рестораны компании предлагают еду в соответствии с исламскими законами. В первом кошерном McDonald’s, открывшемся в пригороде Иерусалима, нет молочных продуктов, и он не работает по субботам. В Индии «Бигмак» готовят из мяса барашка, и этот сандвич называется «Махараджа Мак».


Похожие статьи