Siemens — глобальный размах, масштабные решения

57Основан в 1847 году

Siemens — в истории электротехники нет, наверное, другого такого бренда, давшего цивилизации такое же большое количество технических новинок: дуплексная телеграфная связь, постоянное напряжение в телеграфной сети, динамо-машина, электролит, трамвай, троллейбус, электровоз, факс… А еще потрясает глобальный размах деятельности этой компании: Европа, Индия, Россия, Турция, Япония. Даже термин «электротехника» придуман Вернером Сименсом, основателем компании!

 

Достижения бренда

1847 — Вернер  фон  Сименс  изобретает точечный телеграф  и открывает первую фабрику для его производства.

1853 — начато строительство телеграфной сети в России. За два года проложены линии между Санкт-Петербургом, Варшавой, Киевом, Одессой, Гельсингфорсом, Севастополем.

1853 — создана подводная телеграфная линия Ораниенбаум — Кронштадт.

1882 — на Всероссийской промышленной выставке в Москве представлен первый трамвай.

1917 — компания  Siemens-Schuckertwerke  строит  самый большой на тот момент самолет в мире — Siemens SSW R VIII.

1950 — Siemens-Reinigerwerke  AG  создает  карманный  слуховой аппарат Phonophor Alpha.

1958 — Siemens-Elema представляет первый в мире имплантируемый кардиостимулятор.

1963 — начало продаж исследовательских атомных реакторов.

1977 — компания Siemens представила импульсную ультразвуковую систему   Echopan   KS,   предназначенную   для   ультразвуковой кардиографии.

 

Анкета бренда

Отрасль — Электротехника, электроэнергетика, связь, медицинское оборудование, электроника

Страна происхождения — Германия

Основатель — Эрнст Вернер фон Сименс

Распространенность 190 стран

Объем продаж 4,068 млрд евро

 

Эрнст Вернер фон Сименс родился 13 декабря 1816 года в поселке Лента близ Ганновера. Он был четвертым ребенком в семье фермера Христиана-Фердинанда Сименса и его супруги (всего у его родителей было 14 детей). Школьные учителя ценили Сименса за сообразительность, поэтому, когда Вернеру исполнилось 15 лет, отец решил отправить его в Любекскую гимназию. Через два года юный Сименс окончил ее с отличием.

У Вернера была мечта изучать технические науки, но, когда семья оказалась на грани банкротства, он вынужден был податься в прусскую армию. Он поступил в артиллерийское инженерное училище в Магдебурге, по окончании которого был направлен в звании младшего лейтенанта в Берлин, в артиллерийские мастерские. В 24 года Вернера постигло печальное известие — умерли его родители. Забота о многочисленных братьях и сестрах легла на его плечи. На свое жалованье он сумел обеспечивать проживание семьи, а также обучение двух братьев — Карла и Вильгельма.

На службе у молодого офицера проявилась страсть к изобретательству, особенно к электротехнике. Совершенствуя свои знания, Сименс читал всю доступную литературу по механике и электротехнике и прямо в мастерских ставил научные опыты. Интересно, что именно в армии Вернер открыл гальванический метод золочения металлических изделий. Это случилось на гауптвахте, куда Сименс попал за участие в дуэли в качестве секунданта. Вскоре его брат Вильгельм выгодно продал изобретение в Англии, и семья сумела выбраться из бедности. Очередным местом службы Вернера стал пиротехнический отряд в Шпандау. Там изобретатель устроил в честь визита прусского принца Карла такой грандиозный фейерверк, что тот забрал молодого лейтенанта в Берлин. На новом месте Сименс создал электрический телеграф, и случилось это практически одновременно с созданием американцем Морзе своего изобретения.

К 1845 году Вернер становится одним из наиболее заметных молодых ученых в недавно образованном Физическом обществе. Командование отмечает талант молодого офицера и откомандировывает его в комиссию генштаба для подготовки внедрения электротелеграфии. В письме от 14 декабря 1846 года Вернер Сименс сообщал родственникам: «Я теперь почти решился избрать постоянное поприще в телеграфии… Телеграфия станет самостоятельной важной отраслью техники, и я чувствую себя призванным сыграть в ней роль организатора».

 

Рождение бренда

Вскоре Сименс оставляет военную службу и становится бизнесменом. Этому предшествовало изобретение Сименсом в 1847 году модели электрического телеграфа. Особенность этого устройства состояла в синхронизации передающего и приемного механизмов. Сименс показал прибор своему приятелю Иоганну Гальске, который был специалистом в механике, и тому прибор так понравился, что он предложил создать фирму по выпуску устройства. По договору 1 октября 1847 года Вернер Сименс и Иоганн Георг Гальске основали Telegraphen-Bau-Anstalt von Siemens und Halske (S&H). Новая компания находилась в маленькой мастерской Гальске и насчитывала всего трех сотрудников. «Живые деньги» в размере 6 842 талеров принес в компанию двоюродный брат Вернера, советник юстиции Иоганн Георг Сименс, получивший 20 % от прибыли. Профильной деятельностью новой компании стали электротелеграфия, точная механика, оптика, а также создание электромедицинских аппаратов.

Спустя пару лет фирма S&H получила первый крупный заказ на прокладку первой в Германии телеграфной линии Берлин-Франк-фуртна-Майне. Для одного из участков в основном воздушной линии был использован подземный кабель с гуттаперчевой изоляцией, наложенной с помощью изобретенного Сименсом пресса. Тогда же Вернер предложил затягивать кабель в свинцовые трубы.

В 1849 году было создано первое подразделение фирмы за пределами Германии. В Британии брат Вернера — Вильгельм фон Сименс — основал агентство компании S&H, а в 1850 году в Англии компанией Siemens была основана дочерняя структура. В 1858 году Siemens открывает телеграфную фабрику в Финсбери, а 1863-м — фабрику по производству морского телеграфного кабеля в Вулидже. Позже подобная бизнес-модель стала использоваться компанией при прокладке телеграфных линий по всему миру: в Бразилии, Австралии, Индии, Турции, Дании и т. д.

Возглавляя компанию, Вернер не оставлял изобретательства и рационализаторства. Так, ему удалось усовершенствовать стрелочный телеграф Уитстона — Кука. За эту работу в 1851 году Сименс на Первой международной промышленной выставке в Англии был удостоен одной из высших наград.

В 1853 году фирма S&H начала свою деятельность в России. За год до этого Вернер в почтовой карете отправился в Санкт-Петербург, чтобы начать переговоры с царским представителем о расширении в России телеграфной связи. От России в них участвовал граф Петр Андреевич Клейнмихель, главный управляющий путей сообщения и коммуникаций. Переговоры прошли успешно, и за ними последовал первый заказ российского правительства на 75 телеграфных аппаратов фирмы Siemens und Halske, который положил начало долгой истории отношений России и компании Siemens.

После первого заказа предложения от русского правительства буквально посыпались. Особо примечательным стал проект по строительству телеграфной линии Петербург — Кронштадт. Кабель на протяжении участка от Ораниенбаума до Кронштадта был проведен по дну Балтийского моря, и это первое в мире применение кабеля с резиновой изоляцией. Царь Николай I, у которого во дворце установили приемно-передающее устройство, остался весьма доволен, и компания получила карт-бланш для работ в России.

Руководство делами компании в России Вернер поручил своему младшему брату — Карлу. В то время Карл был еще совсем молодым человеком: в 1853 году ему исполнилось всего 24 года. Карл полностью оправдал надежды брата. Он показал себя как осмотрительный и опытный предприниматель. При нем компания S&H развила на территории Российской империи кипучую деятельность. Она впервые соединила техническими коммуникационными средствами отдаленные регионы европейской части России и Западную Европу. С помощью изобретения Сименса царская Россия получила самую совершенную телеграфную систему в мире. Фирма проложила телеграфные линии Петербург — Москва — Крым; Петербург — Кронштадт, Москва — Киев — Одесса и далее на Севастополь. Кроме того, было налажено телеграфное сообщение с Финляндией, Варшавой, Ригой, Таллином и далее с Западной Европой. Работы щедро оплачивались русской стороной. По некоторым данным, только в 1854 году Симен-сы вывезли за границу 18 пудов (1 пуд — это 16 кг) золотых российских червонцев!

Сименс, сочетая научные исследования и изобретательскую деятельность с опытно-конструкторскими разработками, внедрял в производство новые и совершенствовал выпускаемые изделия. Это позволяло его компании опережать конкурентов и давало возможность самому Вернеру расти как ученому. В 35 лет Сименс был одним из признанных в мире авторитетов в области электротехники, доказательством чего является присуждение ему в 1860 году Берлинским университетом звания почетного доктора философии.

Качество работы, присущее компании Siemens, сделали ее известной во всем мире. Ей предлагали самые сложные и высокооплачиваемые заказы. Так, в 1868-1870 годах фирма S&H участвовала в сооружении индоевропейской телеграфной линии Лондон — Калькутта. Протяженность линии составляла 11 000 км, часть ее проходила по территории России.

Во второй половине 1860-х годов Сименс начал исследования в области сильноточной электротехники. В 1867 году ему удалось создать совершенный по конструкции генератор постоянного тока с самовозбуждением, вошедший в историю техники под названием «динамо-машина». Она произвела настоящую революцию в горном деле: благодаря ей появились электроотбойный молоток, шахтный электровентилятор, электротранспортер и электрическая рудничная дорога. Не менее важным для общества стало еще одно изобретение Сименса — спиртомер для измерения крепости алкогольных напитков (по ней в некоторых странах определялся размер алкогольной пошлины).

В те же годы Сименс предложил ртутную единицу сопротивления, впоследствии преобразованную в ОМ, а единице электрической проводимости было присвоено наименование «сименс». В июле 1874 года Вернера Сименса приняли в члены Прусской академии наук.

Исследовательские и изобретательские способности Сименса сочетались в нем с развитым чутьем руководителя и предпринимательской жилкой. Он хорошо чувствовал, в каком направлении развивать деятельность компании и какие новации позволят ей опередить конкурентов. К примеру, в начале 1870-х годов Siemens & Halske построила кабельное судно «Фарадей», оснащенное усовершенствованной кабелеукладочной машиной. Благодаря ему в 1874 году был проложен трансатлантический телеграфный кабель. Линия протяженностью 5 700 км напрямую связала Ирландию и США, минуя остров Ньюфаундленд, что позволило существенно сэкономить. В последующие 10 лет благодаря «Фарадею» Siemens & Halske удалось проложить шесть трансатлантических кабелей.

В 1970-е годы компания Siemens активно занялась новым перспективным направлением — телефонией. Поначалу Сименс не воспринимал телефон серьезно. Он согласился на их производство только по просьбе почтмейстера Берлина в 1877 году. Каково же было его удивление, когда производство телефонов в короткое время возросло до 700 штук в день! Особенно быстро раскупалась рождественская серия аппаратов в виде двух чертей. 6 ноября 1877 года Сименс писал брату Карлу: «Вскоре я буду ходатайствовать о получении патента на телефон. Мы уже находимся на середине пути, и я думаю, что скоро перегоним Белла. Развивая проект, в 1881 году компания приняла участие в строительстве первой в Берлине телефонной станции.

Будучи ученым, Вернер Сименс живо интересовался самыми разными областями науки. Когда в 1877 году в Германии была обнаружена единственная на тот момент сохранившаяся окаменелость ископаемой птицы, Сименс сразу же купил ее за крупную сумму. Будучи патриотом Германии, он постарался оставить находку на родине, а позднее передал ее Берлинскому музею естествознания. Там раритет был назван Archaeopteryx Simensii — архиоптерикс Сименса.

Тем не менее Сименс — это прежде всего король мировой электротехники. Поражает количество новинок, впервые внедренных его компанией. В 1879 году фирма S&H представила на Берлинской промышленной выставке первую электрическую железную дорогу. В 1880 году на выставке в Мангейме компанией был показан первый в истории электролифт. В 1881 году на окраине Берлина S&H построила первую линию электрического трамвая. Кроме того, в 1879 году Сименс выступил инициатором образования Берлинского электротехнического союза, а также основал Берлинское общество патентов.

Собственно, сам термин «электротехника» введен в обиход именно Вернером фон Сименсом. Он впервые употребил его в 1879 году в письме к генеральному почтмейстеру Германии Генриху фон Стефану. До этого использовали термин «прикладная теория электричества». Таким образом, имя Сименса по праву стоит в одном ряду с именем другого короля электричества — Эдисоном. Между прочим, Сименс и Эдисон хорошо знали друг друга: они познакомились и подружились в 1881 году на Первой международной электротехнической выставке в Париже.

С 1889 года Вернер Сименс начинает постепенно отходить от активного участия в делах фирмы, сосредоточившись на научной и изобретательской деятельности. В последующие годы он много изобретает, например в 1892-м изобрел стальную ленточную броню для защиты подземных кабелей от механических воздействий. Став одним из самых богатых людей Германии, Вернер Сименс прославился и как меценат. Например, он пожертвовал 500 тыс. марок на создание Берлинской национальной физико-технической лаборатории, а также спонсировал открытие Физико-технического института в Шарлоттенбурге.

К моменту окончания своей активной изобретательской деятельности Сименсу удалось превратить свою компанию в настоящую бизнес-империю. В его фирме, включая филиалы в Лондоне и Вене, насчитывалось более 5 тыс. сотрудников, а важной составной частью компании оставалось дочернее предприятие в Санкт-Петербурге.

Здесь в 1886 году было создано акционерное общество электрического освещения «Сименс и Гальске». В 1888 году ее усилиями в Москве была построена электростанция, а в 1896 году в преддверии коронации Николая II «Сименс и Гальске» получила заказ на освещение центральной части Москвы, в том числе и Кремля.

В 1897 году компания построила электростанцию на Раушской набережной в Москве — ныне это старейшее сооружение «Мосэнерго». Помимо кабельного завода и фабрики по изготовлению телеграфного и телефонного оборудования, Карл Сименс решил построить в Петербурге завод динамо-машин, который производил электромоторы большой мощности, а также турбогенераторы и трансформаторы. В 1912 году был сооружен огромный завод «Электросила» (в 1918 году все заводы Siemens в России были, разумеется, национализированы).

После смерти братьев Сименс созданная ими империя продолжала процветать, вторгаясь во все новые и новые сферы техники, распространяя влияние на все части света. В 1908 году подразделение компании Siemens-Schuckertwerke GmbH приобрело немецкого производителя автомобилей Protos Automobile GmbH. Произведенные компанией автомобили Protos становились неоднократными призерами различных гонок, а 23 января 1911 года компания Siemens-Schuckertwerke GmbH построила дирижабль. В 1913 году Siemens по заказу шведской железнодорожной компании начала выпуск экспрессов и локомотивов.

К 1914 году компания Siemens была одним из крупнейших концернов в области электротехники и связи. В центральном отделении и подконтрольных ей структурах работало 82 тыс. сотрудников!

С началом Первой мировой войны и революции в России многие иностранные дочерние общества и подразделения Siemens были национализированы. Сама компания выполняла военные заказы. Например, в 1917 году компания Siemens-Schuckertwerke GmbH построила самый большой на тот момент самолет в мире -Siemens SSW R VIII.

С окончанием войны в мире существенно изменились рынки сбыта. Siemens лишилась большей части иностранной собственности, практически всех патентных прав в иностранных государствах и половины капитала. Примечательно, что в эти годы, несмотря на тяжелое послевоенное положение в экономике, компания продолжала заниматься социальной поддержкой своих сотрудников. С этой целью в 1919 году в составе компании был основан департамент социальной политики.

Несмотря на сложности и бушевавший в Германии глубочайший экономический кризис, Siemens продолжила успешное развитие. В этом была заслуга нового руководителя — Карла Фридриха фон Сименса, сына основателя компании. Он преобразовал компанию в холдинг «Дом Siemens». Дочерние структуры холдинга работали в различных отраслях электротехнической промышленности как независимые. Так, в 1918 году из состава Siemens выделили предприятия по производству светотехники, на основе которых была создана дочерняя компания OSRAM GmbH KG. В 1920-м таким же образом была образована компания Gesellschaft fьr elektrische Apparate GmbH (Gelap), специализировавшаяся на производстве прожекторов, систем связи для кораблей, артиллерийских систем управления огнем, а в Японии в 1923 году основана японская компания Fuji Denki Seizц К.К- позже, в 1984 году, она стала называться Fuji Electric Company.

В 1925 году Siemens занялась новым направлением — производством медицинского оборудования. Для этого была образована дочерняя компания — Siemens-Reiniger Veifa Gesselschaft fьr medizinische Technik GmbH (c 1932 года — Siemens-Reiniger-Werke AG). В 1928 году Siemens & Halske совместно с концерном AEG стали развивать следующий перспективный бизнес — технологии звукового кино. Для этого была организована компания Klangfilm GmbH. К началу 1930-х казалось, что нет такой области технологий, в которой у Siemens не было бы интереса. В 1927 году инженеры компании создали первые факсимильные системы, позволившие осуществлять передачу изображений на расстоянии. В том же году первая факсимильная линия, использующая систему Siemens-Karolus-Telefunken, связала Берлин и Вену. В 1929 году Siemens оборудовала приборами связи, системами управления и измерения самый быстроходный на тот момент пассажирский лайнер «Бремен». В июле того же года совершил пробный полет гидроплан Dornier Do X, оснащенный 12 двигателями Jupiter от Siemens. При размахе крыльев 48 м и длине 40 м долгое время он оставался крупнейшим гидропланом мира. В 1933 году были созданы первые телексы производства Siemens & Halske. Наконец, в 1936-м специалистам компании удалось осуществить передачу по коаксиальному кабелю первого телевизионного сигнала.

В ходе войны предприятия холдинга постигла участь всей немецкой промышленности: они были либо уничтожены налетами авиации, либо вывезены на территорию стран-победительниц в счет репараций. В результате в конце 1940-х годов «Дом Сименс» вновь оказался в сложном положении, потеряв 4/5 активов. На помощь той части концерна, что сохранилась в Западной Германии, пришел так называемый план Маршала. Согласно ему, немецкие компании, такие как Siemens, стали локомотивами новой немецкой экономики. Сотрудникам Siemens вновь удалось совершить экономическое чудо: к концу 1960-х годов холдинг начал процветать.

Успеху способствовала ставка на высокие технологии, в которых особенно преуспело подразделение холдинга Siemens-Reinigerwerke AG. И вновь впечатляет сфера интересов холдинга! В 1950 году компания создает карманный слуховой аппарат Phonophor Alpha. В 1958-м дочерняя компания Siemens-

Elema представила первый в мире имплантируемый кардиостимулятор. В 1959 году Siemens-Schuckertwerke представила модульную электронную систему управления Simatic, ставшую важной вехой в развитии промышленной автоматизации, применяемой в промышленности, энергетике и на транспорте.

В конце 1950-х холдинг Siemens начал исследования в области атомной энергетики. В 1963 году он приступил к продажам исследовательских атомных реакторов. Следующей сферой интересов стал космос. В 1965 году аппаратура Siemens & Halske была установлена на американский межпланетный зонд «Маринер-4», который впервые передал на Землю фотографии поверхностиМарса. В том же году компания представила Vidoson — первое в мире ультразвуковое диагностическое устройство, работающее в реальном масштабе времени.

В 1969 году компания осуществила первую серьезную реорганизацию своей корпоративной структуры, в результате которой было сформировано шесть крупных независимых операционных групп -Components (компоненты), Data Systems (системы обработки данных), Power Engineering (энергетическое машиностроение), Electrical Installations (электроустановочное оборудование), Medical Engineering (медицинская техника), Telecommunications (телекоммуникации).

В 1970-1980-е годы холдинг Siemens особенно активно занимался электроэнергетикой. Специалисты компании по всему миру построили множество электростанций — гидро-, атомных, парогазовых, газовых, геотермальных и даже солнечных. Продолжились работы в сфере медицинского оборудования: в 1977 году Siemens представила импульсную ультразвуковую систему Echopan KS, предназначенную для ультразвуковой кардиографии.

Примечательны работы специалистов Siemens, а точнее — Global System of Mobile Communication — GSM, в области сотовой связи, создавших аппарат сначала весом 2,2 кг, а уже в 1992 году весом 600 г.

К концу 1990-х концерн стал признанным лидером в области мобильной телефонии. Так, в 1998-м на рынке появились первый в мире телефон с цветным дисплеем — Siemens S10, а также первый в мире пылевлагозащищенный сотовый аппарат Siemens S10 D Active. Последняя модель обладала устойчивостью к ударам и пыли, обладала 6-строчным цветным дисплеем и литий-ионной батареей. Спустя год появился первый в мире сотовый слайдер Siemens SL10.

В начале 2000-х годов компании холдинга были сосредоточены на развитии высокотехнологичных сфер производства. В 2002 году на дочернем предприятии Siemens AG -Transrapid — в Китае была открыта магнито-левитационная дорога. Она пролегла между Шанхаем и международным аэропортом Пудун. Другая дочерняя компания концерна — Roke Manor Research — оснастила британский марсианский зонд Beagle-2 радарной системой измерения высоты.

Несмотря на впечатляющие успехи, в 2011-2012 годах позиции мирового гиганта несколько пошатнулись. Это было связано с европейским долговым кризисом, последствия которого довольно ощутимо сказались на Siemens: снизилось общее количество заказов. Как показывает история, в судьбе Siemens бывали непростые времена, которые только укрепляли компанию. Возможно, и на этот раз сотрудники мегахолдинга, следуя заветам своего основателя Эрнста Вернера фон Сименса, найдут способ решить возникшие проблемы, упрочить положение фирмы, чтобы приступить к новым сферам науки и техники.


Похожие статьи