Virgin Group — король трансформаций

58Основан в 1970 году

Virgin Group — это сообщество компаний, основанное британским бизнесменом сэром Ричардом Брэнсоном. деятельность Virgin Group охватывает сферы звукозаписи, авиаперевозок, сотовой связи, кабельного телевидения и радио. Энергия, нестандартное мышление и непредсказуемость поступков в бизнесе и жизни снискали сэру Ричарду брэнсону славу весьма странного человека. Но «если бы его не существовало, его следовало бы выдумать» — до такой степени Брэнсон подходит на роль Моцарта от предпринимательства (в трактовке современной мифологемы, разумеется!).

 

Достижения бренда

1973 — появление логотипа компании — белой надписи на розовом фоне.

1984 — основание авиакомпании Virgin Atlantic Airways.

1996 — Virgin приобретает европейскую авиакомпанию Euro Belgian Airlines.

1999 — создание телекоммуникационных компаний Virgin Mobile и Virgin Blue.

2002- Virgin Atlantic перевозит 3,8 млн пассажиров. 25 сентября 2004 — Брэнсон объявляет о заключении сделки по лицензированию технологии создания первого в истории коммерческого космического корабля.

2005 — рекламная кампания Virgin Mobile отмечена «серебром» в Каннах.

2006 — Брэнсон основывает компании Virgin Comics и Virgin Animation.

2007 — Virgin Galactic и NASA подписывают меморандум о взаимопонимании с целью изучения возможностей сотрудничества.

2008- Virgin Atlantic проводит испытания топлива с 20-процентным содержанием в нем биокомпонентов.

2010 — в американском штате Нью-Мексико открывается первый в мире частный космопорт — Virgin Galactic Gateway to Space.

 

Анкета бренда

Отрасль — Частная компания

Страна происхождения — Великобритания

Основатель — Ричард Брэнсон

Распространенность — По всему миру

Ежегодный оборот 20 млрд долларов

 

Точное количество компаний, объединенных этим брендом, неизвестно. По данным различных источников, оно варьируется от 40 до 400. И даже сам основатель Virgin Group не знает наверняка, сколько деловых инициатив зародилось под крылом его корпорации. Вот лишь несколько из них: Virgin Active (сеть фитнес-центров), Virgin America (местная авиакомпания в США), Virgin Atlantic Airways (международная авиакомпания), Virgin Blue (авиакомпания Австралии), Virgin Baloon Flight (оператор перелетов на воздушных шарах), Virgin Books (издательство), Virgin Brides (одежда для новобрачных), Virgin Comics (изготовление комиксов), Virgin Flowers (розничная продажа цветов через Интернет), Virgin Cosmetics (бижутерия и косметика), Virgin Digital (музыкальный онлайн-магазин), Virgin Drinks (производство напитков Virgin Cola и Virgin Vodka)…

Создатель этой громадной империи Ричард Чарльз Николас Брэнсон родился в Суррее (Англия) 18 июля 1950 года. В школе будущий мультимиллионер не отличался высокими оценками, не лучше обстояли дела с учебой и в студенчестве. У Брэнсона была дислексия — нарушение способности к овладению навыком чтения. Однако это не мешало Ричарду с детства проявлять навыки коммерсанта: выращивать на продажу рождественские ели и разводить волнистых попугайчиков. Вручая Брэнсону аттестат, директор школы сказал: «Поздравляю, Ричард! Я думаю, ты отправишься в тюрьму либо станешь миллионером». Как в воду глядел!

 

Рождение бренда

В 16 лет Брэнсон, не прочитав до конца ни одной книги, взялся за создание собственного журнала Student. Проект оказался успешным — журнал стал расходиться хорошим тиражом. А спустя год Ричард основал свою первую благотворительную организацию -Student Advisory Centre.

Со временем выпуск журнала плавно сменился почтовой торговлей музыкальными кассетами. Брэнсон начал заниматься этим бизнесом после приобретения на распродаже коробок с записями, помеченными как бракованные. Поначалу он развозил эти записи на собственной машине по розничным точкам Лондона. А в 1970 году стал продавать их, рассылая почтой. Примерно тогда же появилось и название компании Брэнсона — Virgin («Девственность»). По легенде, его подсказал кто-то из коллег, намекая на то, что Ричард и его компания пока еще девственно неопытны в бизнесе.

Действительно, отсутствие опыта поначалу было серьезным препятствием для развития. Так, в 1971 году Брэнсона арестовали, обвинив в продаже в магазинах Virgin записей, которые декларировались как экспортные товары. Он с трудом урегулировал судебные споры с Таможней Англии и Акцизным управлением договоренностью об уплате пошлины и штрафов. При этом матери Брэнсона, Еве, пришлось заложить семейный дом, чтобы помочь сыну откупиться от обвинителей.

Развитие первого бизнес-направления привело к созданию компании Virgin Mail Order Records, которая в свою очередь способствовала открытию магазинов и собственно созданию бренда. В 1973 году появился логотип компании — белая надпись на розовом фоне.

Торгуя под брендом Virgin, Брэнсон использовал необычную для того времени стратегию — он предлагал значительные скидки на музыкальные записи. Прилично заработав, Ричард открыл магазин на Оксфорд-стрит в Лондоне. Вскоре в компании с Ником Пауэллом он запустил звукозаписывающий лейбл Virgin Records, а затем построил собственную студию звукозаписи. Ее могли арендовать начинающие музыканты. Благодаря этому мир узнал такие имена, как Майк Олдфилд, Sex Pistols, Culture Club. Неутомимый молодой бизнесмен (впрочем, тогда он, скорее был хиппи) открыл несколько компаний, но главным профилем, Virgin оставалась музыка.

Первым успехом Virgin Records стал альбом мульти инструменталиста Майка Олдфилда Tubular Bells, который разошелся миллионными тиражами. Альбом получил премию «Грэмми» как лучшая инструментальная работа, a Virgin Records — ресурсы для дальнейшего развития. При этом компания нередко рисковала, подписывая контракты с неформатными группами и музыкантами. Среди них можно отметить панк-группы Sex Pistols и Culture Club.

«Бросай вызов тем, кто больше и сильнее тебя» — таким принципом Брэнсон руководствовался в бизнесе. Именно это привело его в самые неожиданные и даже странные деловые сферы. Например, начале 1980-х годов Virgin приобрела ночной гей-клуб.

Следующим шагом Брэнсона стало создание в 1984 году авиакомпании Virgin Atlantic Airways, хотя на рынке было предостаточно успешных конкурентов. Первый рейс самолет компании выполнил между Гатвиком и аэропортом Ньюарка. Virgin Atlantic Airways начала приносить прибыль уже в первый год работы при помощи единственного подержанного самолета Boeing-747, взятого в аренду в правильное время — в начале лета, на пике сезона путешествий.

Тогда же в Брэнсоне проснулась страсть к рекордам. Начиная с 1985 года он предпринял несколько попыток их установления. И, например, за самое быстрое пересечение Тихого океана на собственном судне Virgin Atlantic Challenger II получил «Голубую ленту Атлантики». В январе 1991 года Брэнсон побил мировой рекорд при пересечении Тихого океана от Японии до Арктической части Канады (10 800 км) на воздушном шаре со скоростью 392 км/ч.

1990-е годы ознаменовались для Virgin Group рядом неприятных событий. В 1991 году в консорциуме с Дэвидом Фростом Ричард Брэнсон начал проект по развитию цифрового телевидения, но потерпел неудачу. Год спустя для поддержания авиакомпании Брэнсону пришлось продать своего «первенца» — студию Virgin. Ее купила весьма консервативная звукозаписывающая компания EMI, которая первым делом расторгла контракт на миллион долларов с легендарными Sex Pistols. Брэнсон сожалел об этой потере, поскольку именно звукозаписывающий бизнес был основой империи Virgin. Позже он попытался вернуться в эту сферу, основав V-2 Records.

В это время особенно непросто складывалась ситуация вокруг авиакомпании Брэнсона. Он выступил против монополизации рынка мастодонтами авиаперевозок вроде British Airways. Те развернули против Ричарда настоящую кампанию дискредитации. Она вошла в историю как кампания «грязных трюков». В 1992 году в корпоративном журнале British Airways ВА News вышла статья ее директора по связям с общественностью Дэвида Бернсайда. Он утверждал, что заявления Брэнсона против British Airways — просто рекламный трюк. Брэнсон предъявил компании иск за клевету. Председатель British Airways ответил встречным иском, и в 1993 году дело было направлено на дополнительное расследование. В результате судебных тяжб British Airways столкнулась с горьким поражением и была вынуждена выплатить около 3 млн фунтов стерлингов штрафа, покрыв убытки Брэнсона в размере 500 000 фунтов стерлингов и отдав 110 000 фунтов стерлингов его авиакомпании. Любопытно, что Ричард Брэнсон разделил эти 500 000 между своими сотрудниками, назвав деньги «премией British Airways». Тогда каждый сотрудник компании получил 166 фунтов стерлингов.

В 1996 году Virgin приобрела европейскую авиакомпанию Euro Belgian Airlines, работавшую на коротких расстояниях, и переименовала ее в Virgin Express.

В 1997 году Брэнсон обратил внимание на железнодорожный бизнес. Компания Virgin Trains выиграла тендер на создание направлений железной дороги в сельской местности Британии. Последовали громкие заявления Брэнсона о высокотехнологичном уровне обслуживания в поездах. Однако вскоре у Virgin Trains начались проблемы с подвижными составами и инфраструктурой, унаследованной от British Rail. Репутация Virgin Trains была непоправимо испорчена.

Впрочем, к концу 1990-х положение империи Брэнсона стабилизировалось. В 1999 году он создал телекоммуникационные компании Virgin Mobile и Virgin Blue. Не забывал он и про авиабизнес. Virgin Express в 2006 году была объединена с SN Brussels Airlines, а в Нигерии появилась национальная авиалиния — Virgin Nigeria. Еще одна авиакомпания — Virgin America — в августе 2007 года предложила клиентам перелеты из Сан-Франциско.

В 2006 году Брэнсон основал компании Virgin Comics и Virgin Animation. Эти новые представители индустрии развлечений специализировались на создании историй и персонажей для глобальной аудитории.

Ричард Брэнсон также открыл Virgin Healt Bank, предлагающий будущим родителям услуги по хранению стволовых клеток на случай заболеваний ребенка. Постепенно в сфере интересов Брэнсона оказывались все новые и новые области бизнеса. Казалось, он стремится обеспечить надписью Virgin все существующее на планете. Его критиковали. Так, после появления брендов Virgin Cola и Virgin Vodka сатирический британский журнал Private Eye высмеял Брэнсона и его компанию за «всеядность». Впрочем, это не помешало Брэнсону в 2006 году занять 9-е место среди миллиардеров и купить собственный остров.

Огромное внимание Ричард уделял не только развитию бизнеса, но и экологии. 21 сентября 2006 года он сообщил о своем решении инвестировать доходы Virgin Atlantic и Virgin Trains — более 3 млрд долларов США — в исследования в области экологически безопасного топлива. А 9 февраля 2007 года Брэнсон анонсировал приз за глобальные научные технологии — Virgin Earth Challenge. 25 млн долларов было обещано отдельному лицу или группе людей, которые смогут продемонстрировать коммерчески жизнеспособную разработку по удалению антропогенных атмосферных газов, приводящих к парниковому эффекту. Эта разработка должна была удалять газы ежегодно как минимум десять лет подряд, не оказывая вредного влияния на окружающую среду. Такой очиститель призван был внести действенный вклад в стабильность климата Земли.

Еще одной сферой увлечения Ричарда Брэнсона и его корпорации был профессиональный спорт. Бизнесмен неоднократно финансировал футбольные клубы, а в марте 2009 года компания Virgin стала спонсором команды-новичка «Формулы-1» Brawn GP, однако та начала выигрывать, и спонсорский контракт значительно вырос в цене. Партнерство ограничилось одним сезоном. А в сентябре 2009 года была обнародована информация о покупке Ричардом Брэнсоном другой команды-новичка — Manor — и переименовании ее в Virgin Fl.

Проникнув во все известные сферы бизнеса на Земле, Ричард задумался о большем. В результате сегодня мир наблюдает за деятельностью амбициозного Брэнсона в области космоса — его проектом Virgin Galactic. Эта история началась 25 сентября 2004 года, когда Брэнсон объявил о заключении сделки по лицензированию технологии создания первого в истории коммерческого космического корабля. Проект также финансировал бизнесмен Пол Аллен. Разработчиком выступил легендарный специалист по аэронавтике Берт Руган, предложивший проект для полетов на суборбитальные космические высоты.

В 2010 году в американском штате Нью-Мексико открылся первый в мире частный космопорт под названием Virgin Galactic Gateway to Space. В скором времени с его трехкилометровой полосы стартуют первые рейсы в ближний космос. Уже принято более 450 заявок. План полетов известен. Космолет поднимется на высоту 16 км, где произойдет отстыковка от вспомогательных двигателей, и дальнейший путь проделает автономно. Всего полет будет длиться два с половиной часа, а главный аттракцион — лишь 5-6 минут, которые пассажиры проведут в невесомости. На борту космолета одновременно смогут находиться восемь человек: двое пилотов и шесть пассажиров. Стоимость одного билета сейчас составляет 200 000 долларов. Сэр Брэнсон утверждает, что она может немного снизиться, если экскурсии будут проводиться чаще. Неутомимый основатель бренда Virgin Group делает все возможное для того, чтобы важная роль в туристической программе отводилась космопорту. Здесь в течение нескольких дней можно будет пройти медицинское обследование, выполнить упражнения на различных стендах и тренажерах, пообщаться с профессиональными астронавтами и, наконец, получить допуск к полету.

Однако вряд ли этот космопорт останется единственным в мире. Сегодня рассматривается вопрос об организации подобных стартовых площадок в Объединенных Арабских Эмиратах, Сингапуре и Австралии. А с правительством Швеции Virgin Galactic уже ведет переговоры о строительстве в северной части страны порта «Ки-руна». Главным туроператором по космосу пока остается Virgin Galactic.

Все компании Virgin Group объединены не только фигурой отца-основателя и торговой маркой Virgin, но и общей корпоративной фанк-культурой: никаких костюмов и галстуков, никаких формальностей в отношениях между подчиненными и руководителями (все на «ты», все хлопают друг друга по спине и пьют пиво чуть ли не на рабочем месте), никаких заседаний правления, а вместо бюрократической рутины и бумагомарания — сплошная творческая самореализация персонала. Рядовая стюардесса, которая поделилась с Брэнсоном своим представлением о гардеробе новобрачных, уже через день возглавила быстренько учрежденную по такому случаю Virgin Brides.

Компания Брэнсона не раз терпела поражения и испытывала проблемы, но часто добивалась успеха в самых неожиданных направлениях. Причиной последнего специалисты считают независимые бизнес-стратегии в сочетании с неформальным подходом и информационной открытостью. Именно этими качествами в мировом бизнес-сообществе Ричард Брэнсон заслужил звание короля трансформаций.


Похожие статьи