Xerox Corporation — имя как явление

45Основан в 1906 году

Далеко не каждому названию бренда довелось стать понятием нарицательным. Но слово «ксерокс» прочно закрепилось в разговорном языке.

Говоря «ксерокс» или «ксерокопия», большинство из нас не имеет в виду продукцию конкретной компании. Так же, как, нажимая кнопку «старт», чтобы получить очередную копию документа, мы не задумываемся о том, что каких-то полвека назад этот процесс был гораздо сложнее. ..

 

Достижения бренда

1949 — Xerox первым выводит на рынок продукт, использующий технологию электрофотографии, — ксерографический копир Model а.

1959 — благодаря первому автоматическому офисному аппарату Xerox- 914 появляется возможность копировать документы на простую бумагу. Техническая новинка получает фантастический коммерческий успех.

1972 — в исследовательских лабораториях Xerox сформулирована идея лазерной печати, создан экспериментальный механизм лазерной развертки.

1974 — в компании Xerox собран персональный компьютер Xerox ALTO с первой в мире компьютерной мышью и первым графическим оконным интерфейсом.

1975 — на рынке появляется Xerox Telecopier-200, первое устройство для факсимильной связи с использованием обычной бумаги.

1977 — Xerox выводит на рынок первый промышленный лазерный принтер, Хегох-9700, обладающий феноменальной скоростью печати -120 страниц в минуту.

2010 — после приобретения компании ACS-Xerox становится крупнейшим провайдером услуг в области документоемких бизнес-процессов.

 

Анкета бренда

Отрасль — Машиностроение, информационные технологии

Страна происхождения — США

Количество сотрудников — 130 000 человек

Распространение — Более 160 стран

Объем продаж — 22,626 млрд долларов

 

Компания Xerox Corporation не создавала процесс копирования текстовых документов электрографическим способом. Когда в 1906 году в городе Рочестер (штат Нью-Йорк, США) была основана фирма Haloid Company (предшественник Xerox), ее основным профилем стало производство фотобумаги.

Лишь в 1947 году компания приобрела патент копировального устройства у Честера Карлсона. Американский изобретатель Карлсон по основному роду занятий был адвокатом. Он занимался делами по сохранению авторских прав и, как никто другой, знал, насколько трудно работать в судебной и бюрократической сфере из-за сложностей, связанных с копированием документов. Ежедневно тысячи машинисток по всему миру перепечатывали множество документов. Они часто допускали ошибки и неточности, порой искажающие смысл текста. Для судебной сферы это было настоящим бедствием.

Исправить ситуацию Карлсон вознамерился с помощью хорошо известной на тот момент электрографии. В своей работе он использовал научные исследования ученого Якова Наркевич-Иодко — белоруса по происхождению. Еще в 1892 году Наркевич-Иодко сообщил научному миру о разработанном им «методе регистрации энергии, испускаемой живым организмом при воздействии на него электрического поля». Метод, названный «электрография», изначально получил распространение в медицинской диагностике.

Честер Карлсон, создавая свой метод копирования, использовал эффект фотопроводимости полупроводниковых материалов, способных удерживать красящий порошок (тонер) на заряженных участках. При этом изображение переносилось на бумагу посредством светочувствительного полупроводника и порошка-красителя.

Первый оттиск методом электрографии Карлсон и его помощник Отто Корней получили в своей домашней лаборатории, располагавшейся в Нью-Йорке, 22 октября 1938 года. Карлсон сразу оформил на изобретение право собственности, патент № 229769 он получил 16 октября 1942 года.

Затем изобретатель долгое время пытался внедрить свою разработку в производство, но ему везде отказывали под предлогом, что копировальные устройства слишком громоздки и сильно пачкают листы, к тому же человек значительно лучше справляется с задачей копирования. Почти 17 лет Карлсон боролся за свое изобретение, пока лицензию на дальнейшую разработку и производство копировальных аппаратов не приобрела Haloid Company. Впоследствии авторские отчисления за патенты, выплачиваемые Честеру Карлсону этой фирмой, сделали его миллионером.

 

Рождение бренда

Специалисты Haloid Company усовершенствовали изобретение Карлсона, сделав его удобным в использовании. Однако маркетологов компании совершенно не устраивало название методики. Сложный термин «электрофотография» мог отпугнуть потенциального покупателя. На помощь были призваны филологи. Они-то и придумали новое слово «ксерография» (от греческих xeros — «сухой» и graphos — «писание»). а сам прибор получил хорошо запоминающееся и емкое название «ксерокс».

Удачный маркетинговый ход дал свой результат после появления в 1948 году первого ксерокса — Model а. Примечательно, что в том же году изобретатель доктор Эйсбен основал в Германии фирму по выпуску копировального аппарата собственной конструкции. Он вел разработки независимо от Честера Карлсона, используя те же научные принципы. Запатентовав 16 изобретений, Эйсбен не признал первенства Карлсона. Свою компанию он назвал Develop Corp. Она производит копировальную технику и поныне.

Однако вернемся к истории Haloid Company. Первые ксероксы не были широко востребованы по причине большого количества ручных операций. Специалисты компании сосредоточились на автоматизации процессов. Но прошло более 10 лет, прежде чем в 1959 году появилась первая автоматическая модель ксерокса -Хегох-914, которой предшествовали несколько неудачных конструкций. Заодно руководство компании решило добавить модное словечко в название бренда. Так в 1958 году Haloid Company была переименована в Haloid Xerox, а в 1961-м и вовсе стала называться Xerox Corporation.

Появление автоматического «Хегох-914» взорвало рынок! Позволяя копировать документы на простую бумагу, этот аппарат дал возможность отказаться от грохочущих машбюро, существенно сократить штаты, да еще и снизить количество ошибок при документообороте. Хегох-914 стал для сферы офисного оборудования таким же прорывом, как мышь для персональных компьютеров или Ford Model T для автомобилестроения. Модель не снимали с производства на протяжении 26 лет! Она была первым автоматическим аппаратом, который делал копии на обычной бумаге со скоростью семь листов в минуту.

Все конкуренты, производившие в то время устройства для копирования, основанные на иных принципах, оказались бессильными против ксерографической техники. Они не могли соперничать с качеством, простотой и низкой стоимостью копий, которые предлагала модель 914 компании Xerox. Сегодня мало кто помнит, что у ксерокса были серьезные конкуренты с похожими названиями — верифакс и термофакс. Конструктивно они были гораздо проще, чем ксерокс, но работали на специальной дорогой бумаге, что при больших объемах производства копий оборачивалось для потребителей существенным ударом по бюджету. Кроме того, качество и долговечность копий, изготовленных по альтернативным технологиям, оставляли желать лучшего. Тот факт, что для аппарата Карлсона достаточно было самой обычной офисной бумаги, стал определяющим в победе ксерокса. Ведь недаром до сих пор в технических спецификациях, да и просто в рекламных буклетах многих производителей можно видеть словосочетание «plain paper copier», подчеркивающее эту особенность.

Немаловажное значение имело и то, что фирма Haloid, а потом и Xerox в основном не продавали, а сдавали свои довольно дорогие аппараты в аренду потребителям за умеренную плату. Тем самым они становились доступными для всех, в том числе и для небольших малобюджетных предприятий. Кстати, система сдачи копировальной техники в аренду развита и сегодня.

Модель 914, несмотря на определенные недостатки этой первой серьезной пробы в новой отрасли, стала настолько популярной, что фирма Xerox была вынуждена проводить специальную «антирекламную» кампанию, направленную против использования ее торговой марки для названия всех копировальных аппаратов.

Благодаря столь явному успеху, в 1961 году прибыль Xerox Corporation составила около 60 млн долларов, а к концу 1965-го — более 500 млн! В том же году акции компании Xerox Corporation начали высоко котироваться на бирже Нью-Йорка, да и по сей день они занимают одну из самых устойчивых позиций.

Копировальные аппараты фирмы Xerox стали неотъемлемым атрибутом офисов сначала в Америке, а затем и во всем мире. Ксероксами пользовались как частные компании, так и государственные учреждения. Например, в полицейских участках ксероксам нашли весьма оригинальное применение. Чтобы не тратить время на составление перечня найденных в карманах задержанных предметов, полицейские попросту клали их на экспозиционное стекло, а затем делали копию.

Однако успех сыграл с компанией злую шутку. Xerox практически монопольно завладел чрезвычайно прибыльным рынком. За несколько лет торговый оборот компании многократно вырос и к 1968 году составил более миллиарда долларов. Но, как известно, законы Соединенных Штатов запрещают вводить монополии в каких бы то ни было формах, и в начале 1970-х годов Федеральная торговая комиссия США вынудила корпорацию Xerox безвозмездно предоставить основные патенты на изобретение Честера Карлсона всем заинтересованным в этом конкурентам, в том числе и японским компаниям. Производители из Страны восходящего солнца, такие как Ricoh, Canon и Sharp, вскоре наводнили американский рынок дешевой и качественной продукцией. В результате корпорация Xerox оказалась втянутой в жестокую конкурентную борьбу.

В 1970 году руководство Xerox решило включить в область внимания компании сферу обработки данных, бросив вызов IBM. Для этих целей в Калифорнии, в местечке Пало-Альто, был создан исследовательский центр Xerox Computer Services. В качестве стартовой платформы компания купила наполовину разорившуюся фирму Scientific Data Systems, которая специализировалась на ЭВМ. Позже научный центр в Пало-Альто получил название Xerox PARC.

В лаборатории Xerox родилось множество уникальных информационных технологий: сетевая плата Ethernet, графический монитор, многооконный графический интерфейс. Именно специалисты Xerox PARC создали первую коммерчески успешную компьютерную мышь и интерфейс ее использования в ПК. Мышь от Xerox не была первой в истории. Первую мышь придумал в 1964 году Дуглас Карл Энгельбарт, ученый Стэнфордского исследовательского института. Она была громоздким и сложным устройством, мало подходившим для повседневной работы.

В 1972 году бывший сотрудник лаборатории Энгельбарта Билл Инглиш, перешедший на работу в Xerox PARC, доработал изобретение своего бывшего шефа. Он заменил два больших колеса мыши одним подшипником, перемещения которого фиксировались при помощи двух роликов внутри мыши. Далее компания Xerox действовала по отработанной схеме: придала продукту рыночную привлекательность. Дизайн корпуса стал напоминать современную мышь, интерфейс позволил управлять ею неподготовленным пользователям.

Следует признать, что компания Xerox задала импульс явлению конкурентной разведки. В конце 1970-х годов японские производители вышли на рынок США с продукцией, стоившей ниже товаров Xerox. Благодаря своему японскому филиалу американская компания сумела создать систему работы, которую сегодня называют бенчмаркингом, а затем адаптировала и применила к миру бизнеса разведывательные технологии в максимально возможном объеме. Цель бенчмаркинга состоит в том, чтобы установить потребность в изменениях и вероятность достижения успеха в результате этих изменений.

К реализации проекта «Бенчмаркинг конкурентоспособности» в Японии компания Xerox приступила в 1979 году. Смысл заключался в анализе затрат и качества собственных товаров по сравнению с японскими. Невозможно было бы добиться этого без участия инсайдерских агентов. Неизвестно, как представителям Xerox удалось их найти, но нужная информация была получена. Проект имел большой успех. Примеру Xerox последовали другие крупные американские компании. Через несколько лет конкурентная разведка стала применяться в Европе, а затем и во всем мире.

Впрочем, не только Xerox отличался умением добывать нужную информацию. У него самого конкуренты также с удовольствием «одалживали» различные разработки. На борьбу с промышленным шпионажем и незаконным копированием своей продукции Xerox пришлось потратить немало денег. В 2004 году Xerox Corporation даже приняла новый корпоративный логотип — XEROX», призванный лишний раз подчеркнуть уникальность ее техники.

Сегодня компания выпускает свыше 200 наименований продукции. Это не только копировальные аппараты и расходные материалы к ним, но и принтеры, сканеры, программное обеспечение и так далее. С помощью аппаратов Xerox изготавливается более половины всех копий документов в мире. При этом компания специализируется на копировальных станциях высшей ценовой категории. Целый ряд портативных малоформатных моделей, которые выпускаются в настоящее время под торговой маркой Xerox, на самом деле разработаны фирмой Sharp. Это объясняется тем, что Xerox не видит большого смысла в том, чтобы тратить деньги на создание собственных дешевых и малопроизводительных аппаратов, и потому предпочитает перекупать их у конкурента, дабы не оставлять спектр своей продукции неполным.

Xerox Corporation работает более чем в 160 странах мира. Благодаря агрессивной маркетинговой политике, компании удалось захватить множество новых рынков сбыта. За годы своего существования Xerox не раз поглощала компании, связанные с разработкой программного обеспечения и созданием вычислительных систем. В результате появлялись дочерние и совместные предприятия. Крупнейшим из них является Fuji Xerox, основанное в 1962 году. Оно работает с техникой Xerox и аксессуарами для нее в Азиатском и Тихоокеанском регионе. На территории Индии функционирует Xerox India (ранее Modi Xerox). Rank Xerox — совместное предприятие с Rank Organisation из Великобритании — занимается производством и реализацией техники Xerox в Европе и Африке.

Корпорация Xerox была одной из первых и на советском рынке копировальных аппаратов. Еще в 1968 году на международной выставке в Москве была продемонстрирована ее продукция, а в 1974 году компания открыла свое представительство в российской столице. Но взлет популярности продукции Xerox состоялся уже в постсоциалистической России, когда развитие бизнеса и рост бюрократии потребовали огромного количества копировальных аппаратов. Здесь снова сработал старый маркетинговый трюк. В русском разговорном языке все копировальные аппараты вне зависимости от производителя стали называть ксероксами, а копии, полученные на таких аппаратах, — ксерокопиями. В просторечии можно встретить производные глаголы — «ксерить» или даже «отксерить», а также причастие «отксеренный». Схожая ситуация сложилась и в английском языке — слово Xerox входит в Оксфордский словарь.

Впрочем, название «ксерокс» обозначает копировальный аппарат далеко не повсюду. Так, в Монголию первой начала поставлять копировальную технику фирма Canon. И в монгольском языке прижилось именно это слово — все копировальные аппараты здесь называются «кэнон».


Похожие статьи