Продвижение

5Госты из будущего

Категоризация средств размещения вынуждает отельеров задуматься о саморегулировании

В конце прошлого года большинство отельеров были озабочены уменьшением загрузки гостиниц и даже начали снижать стоимость проживания. В начале этого года у них появился новый повод для беспокойства. Дело в том, что, согласно законодательству, средствам размещения -гостиницам, домам отдыха и даже хостелам — будет запрещено селить туристов при отсутствии у этих объектов свидетельства о присвоении категории. Иными словами, отельеры должны в короткий срок официально обзавестись «звездами», соответствующими уровню качества услуг и условиям проживания. В первую очередь это касается Крыма.

Не пущать

9 ноября 2013 г. вступил в силу Закон №639 от 10.10.13 г. «Об особенностях осуществления инвестиционной деятельности на территории Автономной Республики Крым». Согласно Заключительным положениям документа, Кабмин обязан в трехмесячный срок обеспечить, в частности, внесение в Закон «О туризме» нормы, запрещающей предоставлять услуги размещения без наличия свидетельства о присвоении гостинице, дому отдыха и т.п. категории. Учитывая неповоротливость законодателей и особенности прохождения законопроектов в парламенте, а также процедуру подготовки подзаконных актов, можно предположить, что запрет вступит в силу в начале лета. Стало быть, в запасе у отельеров около полугода. Следует уточнить, что инициатором категоризации выступило     Министерство курортов и туризма АРК, которое и будет ее проводить (и, видимо, категоризация начнется именно с Крыма. — Ред.). Александр Лиев, министр курортов и туризма Автономии, полагает, что категоризация позволит провести инвентаризацию средств размещения и легализовать работающих нелегально. В конце прошлого года Минкурортов АРК провело ряд разъяснительных мероприятий для отельеров и туристической общественности. Тем не менее вопросы остаются. Главный из них — успеет ли Минкурортов Крыма до начала курортного сезона провести категоризацию 825 коллективных средств размещения,4,5 тыс. мини-отелей и около 14 тыс. частных квартир? Не говоря уже об Украине в целом, в которой около 20 тыс. зарегистрированных гостиниц, а услуги туристам предоставляют 200 тыс. домовладений, 80% которых работают нелегально. Вопросы есть и к критериям категоризации. Особенно здравниц и детских оздоровительных лагерей, для которых действующий ДСТУ 4269 «Услуги туристические. Классификация отелей» критериев не предусматривает. Более того, украинские стандарты не учитывают специфику малых отелей, домовладений и т.п., да и устарели по целому ряду позиций.

В частности, по словам Артема Суголова, менеджера по маркетингу отеля «Алые паруса» (г.Феодосия; с 2005 г.; 54 номера), спорными выглядят положения, касающиеся оснащения номеров мебелью и посудой, размещения в отеле отделения банка с услугой обмена валют, целесообразности наличия бытовой комнаты, ковровых покрытий, «телефонного колпака» и т.п. Главная же проблема, по мнению Александра Бурдонова, учредителя    информационно-маркетинговой компании «Курорты Крыма» (г.Симферополь; с 2009 г.; данные о количестве сотрудников не предоставлены), заключается в том, что пройти категоризацию по действующему ДСТУ не получится, а потому деятельность львиной доли средств размещения окажется дефакто незаконной — со всеми вытекающими последствиями. В неприятной ситуации могут оказаться туроператоры, которым запрещается предоставлять потребителям недостоверную информацию о предоставляемых услугах. Впрочем, считает Андрей Пылов, директор туркомпании «Тур Этно» (г.Севастополь; с 1994 г.; более 20 чел.), некоторые отельеры сгущают краски, ведь действующее законодательство не предусматривает ответственности за работу «некатегоризированных» отелей. Поэтому до принятия постановления Кабмина о порядке категоризации контролирующие органы вряд ли будут что-либо предпринимать, а гостиницы и туроператоры будут работать как и ранее.

 

Разные походы

Валентина Марнопольская, председатель Ассоциации малых отелей Крыма (г.Симферополь; с 2000 г.; более 100 членов), большинство отельеров Крыма относятся к ситуации более-менее спокойно и выступают за категоризацию, понимая, что в условиях ужесточающейся конкуренции на рынке гостиницы должны соответствовать стандартам, принятым в цивилизованном мире. Во всяком случае, как заметил Андрей Великжанин, директор отеля «Империя» (г.Евпатория; с 2009 г.; 66 номеров), категоризация позволила его гостинице организовать прием туристов из Германии, славящихся свой щепетильностью по отношению к отельному сервису. Другой вопрос, что переходить к фактически обязательной категоризации следовало бы не впопыхах, а более обдуманно. Неслучайно Ассоциация звездочных отелей (г.Киев; с 2011 г.; около 30 членов) намерена обратиться в Мининфраструктуры (деятельность Гостуризмкурортов, которое будет проводить категоризацию средств размещения в Украине, исключая Крым, координируется через соответствующего министра. — с предложением отложить ее введение, как минимум, на год, в течение которого власти и участники рынка смогут подкорректировать действующий ДСТУ и разработать критерии категоризации для разных групп средств размещения. В свою очередь, г-жа Марнопольская предлагает отвести еще, как минимум, полгода для тестирования и корректировки процедуры категоризации.

Гостуризмкурортов и Минкурортов АРК считают, что любые отсрочки приведут к хаосу на рынке. Примечательно, что при этом Госагентство за неимением специалистов практически самоустранилось от разработки соответствующих стандартов и переложило эту работу на профильное министерство АРК, которое при поддержке проекта ЕС «Диверсификация и поддержка туристического сектора Крыма» уже разработало процедуру категоризации. При этом чиновники не готовы передать хотя бы некоторые полномочия по ее внедрению профильным ассоциациям, ссылаясь на то, что, в отличие от подобных профессиональных объединений в странах ЕС и в Турции, они еще не созрели, поскольку не представляют интересы подавляющего большинства участников рынка. Хотя идею как таковую и не отвергают.

 

К саморегулированию

Некоторые же участники рынка, наоборот, считают, что в данной ситуации уже сложились благоприятные условия для перехода к саморегулированию. Тем более что законодательство не запрещает общественным профильным объединениям разрабатывать собственные стандарты, что и делается. Например, в Крыму и на Азовском побережье тестируется система так называемой ориентировочной «звездности», созданная компанией «Курорты Крыма» совместно с Крымской ассоциацией туристических агентств и Федерацией работодателей туриндустрии «Крым». Поскольку, по словам ее разработчика Александра Бурдонова, сертификаты категорийности, выданные примерно 2 тыс. объектов, признаются глобальными системами бронирования, она могла бы стать основой для быстрого и повсеместного внедрения в Украине в целом. Суть данной системы заключается в том, что коль скоро провести сравнительную оценку разношерстных крымских объектов с теми же европейскими сложно, они оцениваются по так называемым типовым элементам услуг средства размещения (номера, питание, инфраструктура и т.п.),требования к которым примерно одинаковы во всех странах. Далее выводится среднеарифметическая оценка отеля или пансионата. При этом на специальном интернет-портале потребитель услуги может проверить, из каких показателей складывается эта оценка (например, 5 баллов за номер и 3 балла за питание), и, соответственно, решить, стоит ли такими услугами воспользоваться. В то же время ДСТУ ориентированы лишь на минимальные отдельные показатели, вследствие чего большинство санаториев советской постройки с номерами небольшой площади, но хорошей лечебной базой не попадают ни в какие категории, как без «звезд» оказываются и отели с двухуровневыми номерами. В случае же применения системы ориентировочной «звездности» появляется возможность категоризировать любой объект, включая общепит, пляжи и т.п. по понятным европейцам критериям. Помимо этого данная система предусматривает возможность установления соответствия цен заявленному качеству услуг в определенной нише объектов. При этом компьютерная программа, по словам г-на Бурдонова, позволяет выводить рекомендованные цены с точностью до 10% и определять рейтинг отеля. Что важно для позиционирования в глобальных системах бронирования.

Система также предусматривает декларативный принцип получения категории и дает возможность в случае отсутствия каких-то услуг заработать баллы за счет сопутствующих, как это делается, например, при проведении тендеров на пассажирские автоперевозки. Правда, по словам Таврида Музафарова, учредителя туркомпании «Акватур» (г.Симферополь; с 2004 г.; 6 чел.), таким образом отель может навязывать ненужную потребителю услугу. Но в любом случае стандарты качества всегда ориентировочны и во многом зависят от субъективного подхода профессионалов. Но если в случае государственной категоризации оценка объекта проводится единоразово и изменение ее в случае ухудшения качества услуг — достаточно длительная процедура, в случае общественной категоризации задекларированная категория может оперативно контролироваться путем мобильного анкетирования туристов и компьютерной обработки данных. Что стимулирует отели поддерживать заявленный уровень обслуживания.


Похожие статьи