Налоговая политика

2Зерна и плевелы

Изменения в Налоговый кодекс возобновляют коррупционные схемы

Президент Украины Виктор Янукович 27 декабря подписал Закон №713 от 19.12.13 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставок некоторых налогов». Документ вступил в силу 1 января 2014 г. 19 декабря (это, кстати, был единственный день в минувшем месяце, когда парламентарии занималась своими прямыми обязанностями — законотворчеством) Верховная Рада проголосовала за законопроект Виталия Хомутынника №3757, ставший Законом №713, который неделей позже подписал Гарант Конституции. Любопытно, что на рассмотрение этого законопроекта и нескольких альтернативных у народных избранников ушло менее 7 минут!

Логика принятия документа заключалась в увеличении ресурсной базы для будущего принятия Закона о Госбюджете на 2014 г., что является делом, в общем-то, традиционным, хотя и противоречащим нормам как Бюджетного, так и Налогового кодексов.

Принятый в итоге документ, с одной стороны, оказался гораздо более щадящим, нежели готовившийся в Миндоходов до подписания соглашений с Россией о выделении 15-миллиардного кредита. С другой — чрезвычайная спешка в его принятии и «странные» подмены некоторых ранее согласованных с исполнительной властью положений проекта уже привели к скандалу. Хотя как выяснилось уже в день принятия, 19 декабря, так уж сильно торопиться с принятием ресурсного Закона особого резона не было.

 

Ненастоящий сюрприз

Наибольший сюрприз этого документа — отмена освобождения от налогообложения операций по импорту природного газа. Понятно, что в первую очередь это неприятность для Дмитрия Фирташа и Рината Ахметова. Им теперь предстоит платить НДС при таможенном оформлении импортного газа. Можно было бы долго думать, почему состоялось столь неожиданное изменение. Может, решили взять «под колпак» двух главных олигархов? Ведь после оплаты НДС на газ при его ввозе и г-н Фирташ, и г-н Ахметов обязательно придут за возмещением НДС после экспорта своей продукции. А поскольку НДС у нас возмещается известно как, то поле для маневра у власти всегда есть. Другой вопрос: как такое изменение могло быть принято Верховной Радой при тех ресурсах, которые имеются у двух упомянутых господ в законодательном органе? Но сюрпризу, видимо, состояться не суждено: 9 января Кабмин одобрил законопроект, возвращающий порядок налогообложения (точнее — «неналогообложения») газа на круги своя. Возможно, упомянутые выше фигуры напомнили-таки о своем ресурсе в BP и дали понять, что без возврата к старому порядку Бюджет-2014 не будет принят никогда.

 

Приятные мелочи

Акцизы на пиво, которые изначально собирались повысить втрое, в итоге, не повысили вообще — пивное лобби опять на высоте. Акцизы на вина увеличатся еще на 14%. На 76% с 1 марта 2014 г. вырастут акцизы на спирт, что может иметь множество последствий. Во всяком случае, столь значительное их увеличение приведет к тому, что в Украину станет выгодно ввозить контрабандный спирт.

Ставку НДС, власть снижать передумала. Пока до 2015 г. А вот ставку налога на прибыль снизили, правда, не до 16%, а до 18%.

Из великого множества ресурсных платежей ставки увеличили лишь для сбора за специальное использование лесов. Если учесть, что Украина является одной из наименее лесистых стран Европы, теоретически это шаг в правильном направлении. Но остаются вопросы. Почему проявлен такой избирательный подход именно к этому виду ресурсных платежей, ведь, например, с водой у нас тоже не все здорово? Как власти намереваются (и намереваются ли) бороться с незаконной вырубкой лесов, масштабы которой ужасают? И наконец, когда прекратится практика внезапного внесения подобных изменений, бьющих прежде всего по легальному бизнесу?

 

Зерновой скандал

Собственно же скандал случился вокруг нормы об освобождении от обложения НДС зерновых и технических культур. В день голосования продление действия этой нормы до 1 января 2016 г., которое было согласовано не только исполнительной и законодательной властью, но и большей частью аграриев, внезапно было заменено вполне определенного рода механизмом.

Механизм этот будет работать так: зерно, приобретенное экспортером у непосредственного производителя, при экспорте будет облагаться по нулевой ставке, а следовательно, экспортер получит право заявлять к возмещению НДС. А в случае покупки экспортером зерна у посредника операция по экспорту будет уже освобождена от налогообложения, и возмещения НДС, соответственно, не будет. То есть для налогообложения одного и того же зерна предлагается использовать разные налоговые режимы, что является благодатной средой для коррупции. По сути, речь идет о возникновении рынка «подтверждения закупки зерна у производителя». Если учесть, что объемы экспорта зерновых позволяют рассчитывать на возмещение НДС в размере 12 млрд грн. в год, это и есть будущий объем коррупционного рынка. Разумеется, подтверждение «правильного» происхождения зерна — это лишь одна сторона медали. Другой стороной является возможность найти подход к руководству Миндоходов для получения собственно возмещения. Тем более что соответствующий ресурс на возмещение в Бюджет, разумеется, никто не закладывал.

Неудивительно, что уже 23 декабря на заседании «малого Кабмина» первый заместитель министра финансов Анатолий Мярковский обратил внимание главы правительства на описанную схему, оценив потери от нее в 18 млрд грн. в год. В ответ премьер-министр Николай Азаров сказал, что ему уже известно «об этом безобразии», и пообещал, что 16 января вместе с проектом Бюджета будет вынесен на голосование законопроект, отменяющий описанную схему и продлевающий освобождение от обложения НДС. В Кабмине этот законопроект был одобрен 25 декабря. Однако что его ждет в Верховной Раде, остается только гадать. Цена вопроса весьма велика, а заинтересованные в существовании схемы люди весьма влиятельны.


Похожие статьи