Анализ внешней среды

10■ оценить изменения, воздействующие на разные аспекты текущей стратегии, например изменение процентных ставок, снижение уровня инфляции и т.п.;

■ определить факторы, представляющие угрозу, как для текущей стратегии, так и потенциально возможные;

■ выявить факторы, дающие банку больше возможностей для достижения общих банковских целей.

В качестве примера рассмотрим наиболее характерные направления исследований для каждой из основных областей внешней среды.

При анализе клиентов необходимо установить:

■ клиентов, пользующихся услугами банка в настоящее время;

■ банковские продукты, вызывающие наибольший спрос у существующего круга клиентов;

■ факторы, определяющие выбор клиентами именно этого банка, а не других;

■ существование связи между выбором данного продукта и возможностью получения других банковских продуктов (например, вклады, кредитные карточки, кредиты и т.д.);

■ наличие продуктов, в которых клиенты заинтересованы, но которые банк в настоящее время не предлагает; если да, то может и должен ли банк предоставлять эти продукты.

В процессе анализа конкурентов следует определить:

■ конкурентов банка в отношении каждого предлагаемого продукта и услуги;

■ долю, занимаемую банком на рынке, по сравнению с каждым из его конкурентов;

■ преобладающую деятельность банка на рынке;

■ изменение (увеличение или уменьшение) доли банка на рынке по сравнению с его конкурентами;

■ наиболее сильного конкурента по каждому продукту банка, и причины его конкурентоспособности;

■ действия банка, которые можно предпринять, чтобы сравняться или превзойти самого сильного своего конкурента;

■ наличие конкурентных продуктов, которые могут заменить традиционные банковские продукты и услуги;   .

■ шаги конкурентов для изменения положения в свою пользу. При анализе макроэкономических факторов требуется выявить:

■ перспективы экономического развития отраслей народного хозяйства, обслуживаемых банком; имеются ли перспективы роста или . ожидается снижение темпов развития в наступающем году;

■ основные направления развития в денежно-кредитной сфере;

■ тенденции в изменении процентных ставок — рост или снижение;

■ стабильность национальной валюты, темпы инфляции, закладываемые правительством;

■ предполагаемый уровень занятости и личных доходов в регионах, обслуживаемых банком;

■ перспективы развития регионов, в которых банком открыты филиалы;

■ правительственные программы, оказывающие значительное влияние на основные отрасли промышленности, обеспечивающие занятость;

■ ожидаемые законодательные и регулятивные изменения, способные повлиять на деятельность банка и его конкурентов.


Похожие статьи