Загранотряд

9Похоже, на рынке почтовых услуг разгорается новая «война» между Украинским государственным предприятием почтовой связи (УГППС) «Укрпочта», входящим в сферу управления Мининфраструктуры, и остальными участниками рынка. На этот раз «бои» разворачиваются локальные — относительно предоставления права на пересылку международных почтовых отправлений (МПО). Но тактика не меняется: опять применяется «тяжелая артиллерия» в виде законодательных инициатив. 16 января в парламенте был зарегистрирован разработанный Кабмином законопроект №3896 о внесении изменений в ст. 233 Таможенного кодекса (ТК). Согласно документу, «Укрпочта» фактически получает монопольное право предоставлять подобные услуги. А 29 и 30 января в противовес ему в парламенте были зарегистрированы одноименные законопроекты №3896-1 (автор — «регионал» Виктор Барвиненко) и №3896-2 (авторы — члены фракции «Батьмвщина» Александра Кужель, Арсен Аваков и Людмила Денисова).

 

Диспозиции сторон

Законопроект №3896 предлагает внести две основные правки в ч. 13 ст.233 ТК, касающуюся международных почтовых отправлений. Согласно первой, таможенный контроль и оформление товаров, содержащихся в МПО, осуществляются в местах международного почтового обмена (ММПО) национального оператора почтовой связи (читай — «Укрпочты»). Эти ММПО определяются, опять-таки, нацоператором по согласованию с Мининфраструктуры и Миндоходов или по месту проживания получателя. В соответствии со второй правкой допуск товаров, пересылаемых другими операторами, к таможенному контролю и оформлению в ММПО осуществляется в порядке, установленном Кабмином. Им же определяются требования к самим этим операторам.

Необходимость внесения данных изменений в Мининфраструктуры, готовившем этот законопроект (видимо, к нему также приложили руку эксперты Укрпочты»), поясняют требованиями (актами) Всемирного почтового союза (ВПС; г.Берн, Швейцария; с 1874 г.; 192 страны-члена), согласно которым, по мнению чиновников, коммерческие операторы не имеют права осуществлять международный почтовый обмен и работать с предназначенными для этого специальными бланками и документами  ВПС.

Следовательно, только назначенный оператор (УГППС «Укрпочта») должен эксплуатировать ММПО в соответствии с актами ВПС. А посему целью законопроекта как раз и является урегулирование вопроса открытия ММПО на государственном уровне. Действующее же законодательство разрешает открывать их любому оператору, что, в свою очередь, вредит положительному имиджу «Укрпочты» и государства в целом.

Предприниматели же, занимающиеся МПО, полагают с точностью до наоборот: будучи принятым, соответствующий Закон создаст условия для монополизации услуг МПО национальным оператором, который сейчас обрабатывает не более 50% международных посылок. Это будет вынуждать частных операторов почтовой связи нарушать законодательство, например, пересылать почтовые отправления под видом международных экспресс-отправлений, хотя данная услуга предоставляется международными экспресс-перевозчиками.

Предприниматели считают, что для создания УГППС эксклюзивных условий на этом рынке разработчики законопроекта исказили суть норм ВПС. В пользу этой версии говорит тот факт, что  до регистрации в парламенте документ не прошел процедуру общественного об- i суждения, предусмотренную Законом «Об основных принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». Хотя разработчики законопроекта утверждают, что он обнародовался трижды и неоднократно обсуждался на «круглых столах» и совещаниях.

БИЗНЕС провел мини-расследование и установил, что на сайте Мининфраструктуры 1 августа 2013 г. был обнародован лишь законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дальнейшего развития сферы почтовой связи», который действительно неоднократно обсуждался и переделывался. Но в этом тексте нет упоминаний о внесении изменений в СТ. 233ТК, поскольку по требованию предпринимателей соответствующая норма была изъята… еще в марте 2013 г.

Предприниматели также разослали запросы в министерства и ведомства, которые, согласно «регуляторному» Закону, должны были согласовывать будущий законопроект №3896. Выяснилось, что в Миндоходов, Антимонопольный комитет и Минфин данный документ официально не поступал.

 

До кого дошло

Правда, Рафаэль Кузьмин, первый заместитель председателя АМКУ — государственный уполномоченный, поделился с предпринимателями выводами Комитета по поводу законопроекта №3896, поскольку, согласно поручению Кабмина, АМКУ обязан проводить экспертизу законопроектов в течение 10 дней после их регистрации в парламенте. Вывод Комитета однозначен: законопроект №3896 АМКУ не поддерживает по тем же мотивам, как в свое время и законопроект «О внесении изменений…». Учитывая эти обстоятельства, предприниматели требуют снять законопроект с рассмотрения. В то же время появившиеся в парламенте не без их подачи законопроекты №3896-1 №3896-2 преследуют цель обеспечить эффективное функционирование МППО для всех участников украинского рынка международных почтовых отправлений, поскольку регламентируют вопросы, касающиеся оборудования помещений, транспортной инфраструктуры и т.п. Другой вопрос, доберутся ли до этих документов нынешние народные избранники.


Похожие статьи