Изучая историю успешных фирм, обнаруживаешь, что лучшие руководители преследуют, как правило, свои собственные стратегии. Первым на ум приходит Герб Келлегер, глава Southwest Airlines, вероятно, самой преуспевающей авиакомпании в США. Отличиться так, как дифференцируется от конкурентов Герб, пока не удавалось никому.
Джек Уэлч, конечно, не мог управлять компанией масштаба GE и при этом посещать совещания и следить за выполнением стратегий. Однако при нем высшие руководители компании занимали свои посты необычайно долго.
Почти все члены его команды управляли стратегическими бизнес-единицами GE в среднем около двадцати лет. Дж. Уэлч имел все основания доверить дифференцирование своим подчиненным.
Джон Шнаттер из Papa John’s Pizza преследует собственную стратегию; Билл Гейтс из Microsoft, как нам кажется, тоже.
А еще мы уверены, что похвалы заслуживает Марта Стюарт, ведь это она построила преуспевающую империю одноименных магазинов. Все эти люди — молодые предприниматели, самостоятельно развивающие свой бизнес и не доверяющие стратегию менеджерам средней руки.
(И можно ли их винить?
) История успеха из Финляндии В 1992 г. 41 — летнего Ярму Оллилу назначили директором финского конгломерата Nokia (дела у которого шли из рук вон плохо).
Он избавился от отдельных подразделений старой компании (производство компьютеров, кабелей и телевизоров) и сконцентрировал ресурсы на мобильных коммуникациях. Я. Оллила чувствовал, что без принесения жертв Nokia.
He сможет обеспечить себе ведущие позиции.
Он задался целью отличаться от других. Когда в Европе распространился цифровой стандарт мобильной связи, компания уже предлагала простые в использовании телефоны с невиданно большим по тем временам дисплеем.
Вскоре появились и другие отличия: долгоживущие аккумуляторы, разноцветные сменные панели, даже различия в заводских настройках телефонов для разных рынков (повышенная громкость звонка для стран Азии, использование разных стандартов, распознавание голоса).
Очень скоро потребители стали воспринимать сотовые телефоны «Nokia» как самые совершенные. (Неплохое отличие.
) Сегодня компания является ведущим производителем мобильных телефонов во всем мире. (Еще лучше.
) Nokia отличается от других благодаря Я. Оллиле.
По его настоянию компания выпускает новые модели телефонов с головокружительной скоростью.
Он занимается созданием инфраструктуры для внедрения новой технологии широкополосной связи под названием «Третье поколение», 3G. (Первыми двумя поколениями были аналоговые и цифровые стандарты.) Нам кажется, что Nokia стала лидером рынка надолго.
Я. Оллила делает все так, как надо.