Товарные категории расширяются благодаря закону деления, и одновременно происходит нечто зловещее. Невзирая на все внимание, которое уделяется в настоящее время брендингу, все больше и больше товарных категорий становятся однородными.
Иными словами, в этих категориях остается все меньше и меньше по-настоящему дифференцированных брендов. Они присутствуют в сознании людей — и не более того.
Их можно назвать «структурными нулями».
Они занимают чужое место.
Они существуют, но в них не заложено значимой идеи, которая сделала бы их уникальными.
Сегодня все — от дизайнеров одежды до звезд шоу-бизнеса — претендуют на право называться брендами, но с реалиями рыночного пространства (и потребителями) имеют дело все-таки товары и услуги.
Потребители задают вопросы: «Что вы можете предложить?
Чем отличаетесь от других марок вашей категории? Чем вы лучше?
Олицетворяете ли вы те ценности, которые ценю я и благодаря которым я знаю, что меня ценят?
В чем состоит дифференциация?» «Не секрет, что все большее количество компаний испытывает трудности в дифференциации себя от конкурентов.
Благодаря завоевавшим популярность в последние десятилетия XX века наградам за Тотальное качество» и «Реорганизацию бизнес-процессов», компании, сумевшие дожить до XXI века, практически неотличимы одна от другой, — отмечает Роберт Пассикофф, основатель Brand Keys Inc., нью-йоркской консалтинговой компании, занимающейся изучением проблем потребительского поведения. — Естественно, после того, как компании тратят сотни миллионов долларов на рекламу, клиенты знают об их существовании, но вот в чем вопрос — дифференцируют ли они себя от других игроков своей категории?
» Конечно же, дифференциация существует, и существует в тех товарах и услугах, которые действительно обладают ценностью — реальной или воспринимаемой, рациональной или эмоциональной — и по праву занимают место в сознании потребителей, а не только в их памяти.
От того, в какой мере товары и услуги наделены этой ценностью и значимостью для потребителей (политика товарного превосходства), зависит насколько они дифференцируются от конкурентов.
Но способностью продемонстрировать хоть какие-то реальные отличия от других обладают все меньше и меньше товаров и услуг.