Разносторонние компании вроде General Electric, даром что имеют громкие имена, не обладают особой рыночной властью. Рассмотрим положение компании Kraft, известнейшей марки в мире продуктов питания.
В сравнении со специализированными торговыми марками она сильно проигрывает. В категории майонеза компании достается от Hellmann’s; в категории желе она сдалась на милость Smuckers; в категории горчицы была просто уничтожена маркой «Frenchs»: в категории йогуртов потерпела поражение от Danone.
К счастью для Kraft, у нее есть несколько собственных марок-специалистов.
Но самую удачную из них мало кто из потребителей связывает именно с Kraft. Мы имеем в виду сливочный сыр под названием «Philadelphia».
Да, на упаковке написано но на это никто не обращает внимания.
Для большинства американцев главное — маленькие сыродельни, которыми славится Филадельфия. То же относится и к розничной торговле Возьмем розничную торговлю.
Каким магазинам сегодня приходится труднее всего?
Универмагам. Ведь что такое универмаг?
Место, где продается буквально все. Генерализация — верный путь к провалу, потому что дифференцировать «место, где продается все» очень трудно.
Американские сети Campeau, L. J. Hooker, Gimbel’s — все они обанкротились.
О своей несостоятельности объявили универмаги Hills и Macy’s (последние вообще считаются крупнейшими в мире). Некоторым универсальным магазинам удалось обойти расставленные ловушки, но они скорее исключение, подтверждающее правило о нелегкой жизни данного типа розничных торговых предприятий.
Универмагам Interstate тоже грозило банкротство. Но руководители компании начитались книжек умных авторов и решили сосредоточиться на торговле.
Было принято решение об изменении имени организации на Toys «R» Us, и сегодня доля компании на рынке игрушек США составляет 20 %. Как мы писали ранее, формулой Toys «R» Us (узкая специализация плюс глубокий ассортимент) воспользовались многие другие торговцы. Для примера можно привести канцелярские магазины Staples и магазины видеопроката Blockbuster Video.
Да и вообще в розничной торговле наибольшего успеха добиваются специализированные магазины. The Limited.
Высококачественная одежда для деловых женщин. The Gap. Повседневная одежда для молодых духом.
Benetton.
Одежда из шерсти и хлопка для молодых и жизнерадостных. Victoria’s Secret.
Сексуальное нижнее белье.
Foot Locker.
Спортивная обувь. Banana Republic.
Повседневная одежда для состоятельных людей.
(Раз уж успехом пользуется розничная сеть под названием «Банановая республика», значит, мы точно живем в эпоху «специалистов».)