Бизнес-планирование проводится по стандартной схеме, но цели его могут быть различными. К примеру, в бизнес-план для внутреннего применения, то есть «для себя», можно вносить коррективы и правки, многократно переделывать и не особо заботиться о формулировках. А вот бизнес-план для передачи инвестору должен быть безупречным как по оформлению (орфографии, слогу), так и по содержанию (расчетам). Между двумя этими типами документов есть заметная разница.
Бизнес-план для себя: какой он?
План для внутреннего применения Вы пишете в первую очередь для себя. Формально это практическое руководство по организации и развитию собственного бизнеса. А также шпаргалка по устранению мелких недочетов: например, как Вы предполагаете победить своих основных конкурентов, на что сделать упор при привлечении целевой аудитории, и др.
Что важно: не приукрашать реальные данные и не витать в облаках. Вы должны подойти к составлению документа объективно, и отразить реальные, не желаемые данные. Это поможет быстрее сообразить, в каком направлении нужно расти и развиваться.
Важные аспекты бизнес-плана «для себя» таковы:
- Описание деятельности. Раскрытие уникальности товаров либо услуг.
- Категории клиентов, их потребности.
- Основные цели и пути их достижения (выйти на региональный рынок, нарастить обороты за конкретный срок и т.д.).
- Распределение зон ответственности.
- Расчет требуемых капиталовложений и источники их получения.
- Ожидаемые результаты (сроки, уровень прибыли, объемы производства и т.п.).
Бизнес-план для инвесторов
Составляя бизнес-план для предоставления инвесторам, важно помнить: эти люди понимают только язык цифр. То есть нужно подать интересную идею, обосновать ее перспективность, а также показать математическими расчетами ее выгоду.
Также инвесторы должны найти в бизнес-плане ответы на такие вопросы:
- Насколько рационально будут расходоваться вложенные средства, и кто отвечает за это?
- В течение какого времени они получат прибыль, и на какие проценты могут рассчитывать?
- Каковы гарантии возврата средств?
Здесь важно:
- Использовать деловой стиль изложения (лаконично и по сути).
- Показать себя экспертом в конкретной области (а для этого придется как следует изучить свой сегмент рынка, текущие тенденции, особенности производства и др.).
- Опираться на статистику и маркетинговые исследования последних нескольких лет.
Если Вы хотите предоставить потенциальным инвесторам безупречно составленный документ, то можете купить бизнес-план у специалистов в консалтинговом агенстве.