Анализ характеристик окружающей среды

22Анализ характеристик окружающей среды включает в себя анализ экономических и политических тенденций и их влияние на развитие рынка банковских услуг, анализ социально-демографических изменений и соответственно их воздействие на рынок, анализ изменений технологий и культурных тенденций. Целью анализа макросреды является:

■ изучение, отслеживание и прогнозирование факторов и специфических тенденций, способных повлиять на жизнедеятельность банка;

■ оценка вероятности воздействия существующих и будущих тенденций на деятельность банка;

■ выявление первичных признаков стратегических перемен и предупреждение влияния внешних факторов.

Оценка привлекательности рынка осуществляется на основании результатов, полученных в процессе анализа рыночно-производственных характеристик. При этом используют несколько групп показателей.

Первая группа характеризует состояние рынка: емкость, размер и тенденции его развития, сложившиеся и предполагаемые темпы роста, общее число клиентов, представленных на рынке.

Вторая группа оценивает качественные характеристики участников рынка банковских услуг: степень концентрации клиентов, важность услуги для клиента, процесс принятия решений клиентами о приобретении банковских услуг, частоту приобретения услуг, процесс доведения услуг до потребителей, финансовые показатели клиентов.

Третья группа показателей обобщает информацию об оказываемых банковских услугах: степень диверсификации услуг на рынке, относительная их капиталоемкость и доходность, тенденции в изменении доходности, возможности и реакция клиента на введение новых услуг.

Четвертая группа показателей характеризует уровень конкуренции на рынке банковских услуг: число конкурентов и их концентрацию, тенденции в разделении сфер влияния, барьеры вхождения на рынок, выходные барьеры. Особое место занимают показатели сравнительного анализа и показатели макроэкономического порядка.

Остановимся подробно на характеристике приведенных выше показателей.

Размер рынка является важным показателем, так как только обладание разумной долей рынка может обеспечить нормальное функционирование банка. Небольшой рынок не представляет значительного интереса, но необходимо иметь в виду, что на большом рынке — большая конкуренция, поэтому банк должен выбрать средневзвешенный подход.

Показатель сложившихся темпов роста необходим для правильного прогнозирования будущих тенденций. Многие продукты на рынке являются традиционными и имеют ограниченный рост. Если тем-, пы роста продаж новых продуктов увеличиваются, то для укрепления позиций на растущем рынке нужны квалифицированные кадры и высокий уровень профессионализма по сравнению с конкурентами.


Похожие статьи