Глухой угол

12Обнародован список черных брокеров, предлагающих за деньги несуществующие квартиры в аренду Утром деньги — вечером стулья. Это кредо великих комбинаторов схем по выуживанию денег у наивного населения держит наплаву не одно агентство недвижимости. Располагая техническими ресурсами, три наиболее популярных портала недвижимости, сдаваемой в аренду, вычислили самых активных нечестных брокеров, так называемых «информационных агентств недвижимости», и провели разведку боем, стараясь вывести хитрецов на чистую воду. Сегодня в черном списке тысячи различного вида контактов: телефоны, e-mail, IP-адреса недобросовестных посредников, так называемые, информационные агентства — « распечатники », предлагающие якобы уникальную базу объявлений.

ДЕШЕВЛЕ НЕКУДА

Практически все подобные брокеры и агентства строят свою услугу на весьма распространенном мифе. Мол, есть такая «закрытая уникальная база данных объектов недвижимости», доступ к которой простому смертному заказан.

И якобы в ней самая актуальная информация на сегодня, достоверная и проверенная. И предлагая такую базу потенциальному арендатору, просят скромную сумму — 150-350 грн. «Этот миф не выдерживает простой проверки здравым смыслом, — говорит Максим Школьник, — как же тогда риелторам, не рекламируя в Интернете, на сайтах и газетах, искать арендаторов и покупателей для своих объектов?

» Впрочем, нечестные брокеры продают как «закрытую актуальную» базу списки объектов, которые еще пару-тройку месяцев были на разных порталах недвижимости в открытом для всех и каждого доступе. Тот, кто сегодня судорожно ищет хоть какой-то угол, чтобы не слишком дорого было остановиться в столице, вряд ли станет проверять достоверность полученной информации. Он за относительно небольшие деньги получает огромное количество адресов и телефонов.

И начинает собственный поиск квартиры под съем, даже не догадываясь, что заведомо обречен на неудачу. Получив с десяток отказов и в большинстве случаев слыша, что на самом деле квартира не сдается и даже вообще продана, некоторые стараются вернуться в агентство и потребовать если не актуальной базы квартир, то возврата собственных денег.

Тщетно. Как объясняет Станислав Дмитренко, директор онлайн-проектов медиа-группы AVISO, бороться с недобросовестными агентствами крайне сложно, они как вирус: меняют телефоны, адреса, сегодня — на Лукьяновке, завтра — на Оболони. «Важно понимать, что никаких уникальных баз объявлений на рынке недвижимости нет, а, тем более, их не надо покупать за деньги: это чистой воды миф, ведь все реальные объекты размещаются в Интернете на профессиональных ресурсах».

До 70% объявлений об аренде квартир на обычных сайтах или досках объявлений специалисты называют «мусорными». Они задерживаются на несколько месяцев по банальным причинам: техническая отсталость ресурсов, отсутствие автоматизированных фильтров, служб модерации, редакционной политики борьбы за количество объявлений, а не за их качество.

Самостоятельно выявить недостоверное объявление сложно. Но если уж попалось такое «информационное агентство», то эксперты предлагают жаловаться.

Виктория Теслицкая, директор департамента недвижимости медиа-группы AVISO, говорит, что «только от пользователей портал «Авизо» ежедневно получает около сотни жалоб в день и часто именно риелторы жалуются на своих недобросовестных коллег и просят принять меры». Теперь уже эти ресурсы объединили свои усилия.

«Благодаря «черному списку, правильно построенной системе фильтрации и модерации, а также анализу жалоб пользователей, блокируется порядка 90% ежедневно поступающих объявлений, а модераторы наших сайтов удаляют тысячи неправдивых объявлений в месяц, — рассказал Максим Школьник. — Это трудоемкий процесс, но в результате пользователь сайта получает более достоверную базу, при работе с которой тратит меньше времени на поиск недвижимости, а главное — у него гораздо меньше шансов быть обманутым».

СКУПОЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ

С точки зрения того, кто ищет квартиру, ситуация в офисе такого агентства недвижимости максимально проста и добродушна. Пришел, объяснил, какую квартиру хотел бы арендовать, получил на руки сотни адресов и телефонов, отдал деньги.

А если квартира не найдется, тогда можно потребовать возврата денег. Но с точки зрения того самого агентства, ситуация выглядит несколько иначе.

И закон, как объясняет Александр Мороз, юрист компании ARPA Real Estate, скорее на их стороне. Просто потому, что согласно подписываемому «Договору об оказании информационных услуг», который подписывает клиент, «Исполнитель» (агентство) обеспечивает предоставление информации в виде информационных пакетов (базы данных) по аренде недвижимости в виде открытия доступа к телефонам на сайте, либо в виде распечатки. При этом не указано, что он обязан предоставлять именно актуальную информацию.

Кроме того, у агентства есть еще один «железный аргумент»: Исполнитель не несет ответственности за действия третей стороны (то бишь не отвечает за содержимое в объявлении). Таким образом, получается, что у заказчика нет правовых оснований для оспаривания договора в рамках неисполнения Агентством своих обязательств.

Разве что утверждать, что заключение договора было осуществлено под воздействием ошибки (ст. 229 Гражданского кодекса Украины): ведь Заказчик ожидал совершенно иного результата, заключая Договор. В таком случае такой договор может быть признан судом недействительным.

Но какой ценой? Возмещение морального ущерба маловероятно.

А по сравнению с затратами на правовую помощь, потраченное время плата за «услугу» такого информационного агентства действительно покажется символической. Но все же защитить свои права можно и нужно. По факту обмана — сообщить в налоговую и в прокуратуру.

А чтобы обмануть не успели, потребовать чек об уплате услуги, прежде чем отдать деньги, как это предусмотрено п. 15 ст. 3 Закона Украины «Про использование регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг». И, конечно, обязательно прочитать договор, который предлагают подписать. «Если возникают какие-либо подозрения или того больше у вас сразу требуют денег, хоть и небольшую сумму, остановитесь и подумайте, то ли это агентство, с которым вы хотите иметь дело», — комментирует Максим Школьник.


Похожие статьи