По белорусскому сценарию Украина уже не пойдет

2Экс-министр экономики Украины Богдан Данилишин, который уже несколько лет живет и работает в Чехии, поделился своими мыслями о Евромайдане, его значении и последствиях для экономики Украины Как, на ваш взгляд, Евромайдан отразится на экономической и политической жизни страны? — Не думаю, что Евромайдан наложит серьезный отпечаток на экономику. Те, кто там стоит, в большинстве своем — безработные люди с разных уголков Украины. На митингах — ситуативное большинство, которое приходит поддержать отдельные требования.

Сейчас важно решить ключевые проблемы, чтоб не расшатать экономическую ситуацию. Иначе для восстановления потребуются годы. Что касается политической ситуации — все будет зависеть от того, насколько радикализированными будут протестные настроения в обществе.

Какова вероятность, что Украина пойдет по пути Беларуси? — Я вас успокою: по белорусскому сценарию Украина пойти уже не сможет. Годы после помаранчевой революции сделали свое.

За период с 2005 года для Украины характерной является тенденция роста показателей защиты прав человека и подотчетности государства. С 2005 года траектории институционного движения России и Украины, а тем более — Беларуси, кардинально разошлись.

В Украине начался рост и достижение позитивных значений индекса, в России, Беларуси — стабильное падение. Это дает мне право быть оптимистом.

Но если говорить чисто гипотетически, как белорусский сценарий мог бы отразиться на экономическом устройстве Украины? — Опять же, повторюсь, по моим прогнозам, белорусский сценарий в Украине невозможен, и что такое, собственно, этот сценарий? Беларусь — член Таможенного союза, один из основателей ООН. Президенту Лукашенко все равно, куда ездить — в Брюссель или Москву.

Так что в их случае это больше политическая изоляция, чем экономическая. Можно ли ожидать, по аналогии с Беларусью накануне президентских выборов 2010 года, что впереди и нас ждут серьезные экономические потрясения?

— Рост ВВП Украины до кризиса 2008-2009 гг. следовал тенденции экономического роста стран СНГ. Но с начала 2012 года темпы развития экономики больше коррелиру-ются с динамикой ВВП европейской зоны. Более того, прогнозы роста нашего ВВП до 2018 года указывают на увеличение корреляции между темпами роста ВВП Украины и Еврозоны.

Это, в свою очередь, говорит о том, что экономические проблемы и экономический рост в Европе могут иметь достаточно серьезное влияние на экономику Украины. А вот аналогии с Беларусью, как видите, здесь вовсе не уместны. Тем не менее, по многим ключевым экономическим показателям Беларусь существенно опережает Украину.

Означает ли это, что доходы наших граждан в среднесрочной перспективе вырастут? — На самом деле, экономические показатели и Беларуси, и Украины очень низкие. В этом есть один позитив — меньше коррупции.

Хотя ежегодно вывозится из страны как минимум один объем ВВП. А 60% экономики находится в тени. Мое мнение — нужно отделить бизнес от власти и искоренить коррупцию, а все остальное придет. Некоторые политики заявляли, что Украине предпочтительнее вступить в ЕС вместе с Россией.

Это в принципе возможно, как вы считаете? — Каждый вступает, куда хочет и тогда, когда для этого дозревают объективные причины. Давайте лучше заглянем в корень проблемы, посмотрим, как взаимодействует между собой ЕС и ТС. Украина может быть заинтересована в полномасштабной имплементации в систему отношений Таможенного союза договорно-правовой базы ВТО, что в данный момент является невозможным с учетом состояния переговорного процесса относительно вступления членов Союза в эту организацию.

Таким образом, присоединение Украины к Союзу является возможным только на условиях ВТО, что означает принятие странами-членами ТС условий Украины. При этом будущая Зона свободной торговли между Украиной и ЕС не требует пересмотра уже существующих Договоров о свободной торговли Украины с другими странами. Украина может одновременно иметь Зону свободной торговли с Российской Федерацией и Европейским союзом, а также в будущем создавать новые Зоны свободной торговли с кем бы то ни было.

Теоретически в случае вхождения Украины в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном Европейский союз должен будет создавать Зону свободной торговли только с Таможенным союзом, а не с отдельно взятой страной (Украиной), которая (предположим) входит в этот Союз. В то же время ЕС не практикует создание зон свободной торговли с теми региональными группами стран, в которые входят не члены ВТО (в случае ТС — это Казахстан, Беларусь).

При этом создание ЗСТ между Украиной и ЕС не будет препятствием в торговых отношениях Украины со странами ТС в составе России, Беларуси, Казахстана. Политика ЕС предусматривает создание зон свободной торговли со многими странами мира, поэтому можно спрогнозировать, что вступление выше указанных стран в ВТО откроет дорогу для переговоров относительно ЗСТ с ними и ЕС. Таким образом, возможное присоединение Украины к Таможенному союзу с Россией, Беларусью и Казахстаном не как наблюдателя, а как участника, может означать фактическое прекращение переговорного процесса с ЕС до момента вступления всех выше названных стран в ВТО. При каких условиях Украина может избежать этого сценария? — Только при условии подписания Договора об Ассоциации и ЗСТ с Европейским союзом.

Будущая зона свободной торговли между Украиной и ЕС не требует пересмотра уже существующих договоров о свободной торговле Украины с другими странами. А России на данный момент никто не мешает начать полноценные переговоры о формировании ЗСТ с ЕС точно так же, как это делает Украина.

Думаю, трезво мыслящие российские и белорусские предприниматели и сами заинтересованы в том, чтобы через Украину как можно быстрее пробиться на европейский рынок. В свою очередь, Украина должна приложить максимум усилий для вступления в ВТО Беларуси и Казахстана.


Похожие статьи