Широко шагая

13Как заработать 5 000 грн. за одну воскресную прогулку по городу Настоящий бизнес может состояться только при одном условии, если заниматься действительно своим любимым делом. Именно поэтому успех сопутствует братьям Радковцы — их знают не только в родном Львове, но и далеко за пределами Украины. И это притом, что у предпринимателей нет ни офиса, ни сайта.

Клад — это талант По специальности Петр — львовянин. Образований у него несколько.

С 15 лет занимался индивидуальным пошивом обуви. После срочной службы в армии, не оставляя сапожное дело, поступил в институт на инженера автоматизации и комплексной механизации процессов полиграфического производства. Потом был директором типографии.

Долгое время работал в библиотеке АН им. В. Стефаника, из них четыре года в отделе редких книг. Оставив библиотеку, проработав немного в издательстве, ушел на свой хлеб частным предпринимателем.

И уже восьмой год работает исключительно с удовольствием и на радость клиентов. Свой интерес к истории родного города Петр не скрывал никогда — любовь к городу передается на генетическом уровне. Еще в детстве, живя в историческом центре Львова, играя во дворе с друзьями, он понял, как много интересного таится буквально на каждом шагу: достаточно было вырыть ямку в песочнице, как тут же открывался настоящий клад.

В конце 80-ых годов, занимаясь общественной деятельностью в «Товариств Лева», он вел свои семинары, лекции, делясь собственными исследованиями и находками, удовлетворяя неподдельный живой интерес аудитории. Потом решил пойти на курсы экскурсоводов. И был искренне удивлен — вместо того чтобы принять нового слушателя, на курсах Петру предложили преподавать.

К тому времени братья Радковцы выдали сотни публикаций о Львове, снимали фильмы, телепередачи, активно сотрудничали с телевидением, стоит отметить, что братья стали номинантами престижной национальной премии «Телетриумф» со своей передачей. Зная где и как искать информацию — ведь всего не может знать никто, братьям и сегодня удается делать настоящие открытия в, казалось бы, уже давно изученных кварталах популярного среди туристов города.

Дважды в год — на Рождество и вначале мая — самый большой поток туристов. Однако эти пики с каждым годом ослабевают, как наблюдает Петр.

Львов с каждым годом принимает все больше и больше гостей, независимо от времени года. Батяр, будем знакомы Мировые рейтинги уже давно включают Львов в список наиболее интересных городов для посещения. А в прошлом, 2012 году он и вовсе оказался на первом месте среди городов Европы, которые стоит посетить, по мнению Reuters.

Львовянам посчастливилось — власть города приветствует всякую инициативу, подчеркивающую гостеприимство, историю, традиции, — все, что способствует развитию туристической отрасли. И находчивость, и смекалка по Львову распространяются, как вирус.

Владельцы кафе и ресторанов, хостелов и отелей, производители сувениров и, конечно, экскурсоводы умеют весьма оригинально, с особым львовским креативом, преподнести величие родного города. От чего популярность экскурсионных маршрутов по Львову и области только растет.

Аутентичность — конкурентное преимущество нашего героя. Совершенство образа батяра — истинного львовянина — имеет много составляющих и скрывается в мелочах.

Как-то Петр вспомнил, что прежде мужчины придавали красивую форму усам мылом. Попрактиковавшись некоторое время, Петр вскоре получил самый искренний комплимент от прохожего мальчутана на улице: «Смотрите, какие у дяди усатые усы!» За усами последовали костюм, бабочка, шляпа «мэлёнык», трость.

Не так давно образ дополнили часы на цепочке — своеобразная машина времени, с помощью которой Петр-экскурсовод перемещает своих гостей-слушателей на целые столетия. Раритетные механические часы подарил Петру хозяин часовой мастерской, взяв обещание, что наш герой будет обслуживаться только у него.

Последнее приобретение нашего героя — пенсне в кожаном чехле, раритет, некогда продававшийся в «Оптике» Иосифа Зильберштайна на ул. Карла Людвига, 9. Соседские ребятишки считают Петра волшебником. Так что нашему герою пришлось научиться некоторым фокусам. «Когда человек придает значение деталям, образ получается целостным, — откровенничает Петр, — а когда человек желает вторить, но пренебрегает деталями, люди обязательно заметят».

Так же и во время проведения экскурсии. Общие фразы не вызывают интереса и нисколько не захватывают гостей города, а вот интересные факты, пикантные детали, наоборот, завораживают.

Экскурсии Петра — вовсе не спектакли одного актера. Это всегда диалог, щекотка для интеллекта. Экскурсоводу всегда важно при первых минутах встречи с группой узнать, что интересно людям, но не в прямых вопросах, а общаясь, задавая тон на ближайшие час-два увлекательной прогулки по таинственным улочкам древнего города.

И обязательно с загадками, ответы на которые гостям подсказывают фасады старинных зданий. Петр с братом за достаточно долгое время работы придумали собственные сказки и легенды, сумели издать книгу. Например, «Почему во Львове так много львов?

» Оказывается, это не львы, а Львовяне, которые своей жизнью заслужили стать львами. Тайным маршрутом Эрудированного Петра легко поставить в затруднительное положение одним вопросом: «Что мы увидим во время экскурсии?

» Только оборачиваясь вокруг своей оси, не сходя с места, наш герой может провести двухчасовую экскурсию. Хороший экскурсовод должен не только отлично ориентироваться на улицах города, с уважением относясь к времени гостей, но и грамотно строить маршрут познавательной прогулки, уметь лавировать между толпами туристов, ожидающих в узких переулках возможности пробраться к достопримечательности «обязательной» к посещению. Вот и получается, что каждая экскурсия — это хорошо подготовленный экспромт.

Труд экскурсовода, на первый взгляд, кажется легким: целыми днями на воздухе и всегда с людьми. Но, конечно, важно учится. Даже прочитав лишь одну книгу, уже можно пробовать себя в роли экскурсовода.

Правда, одной книги будет маловато. Однако информация — это еще не знания, кроме того, ее еще нужно уметь применять. Чтобы работать экскурсоводом, необходимо любить людей, постоянно самосовершенствоваться, придавая значение мелочам.

«Приезжий гость будет воспринимать город именно через тебя, — говорит Петр, — экскурсовод — это оптическая линза, через которую виден город целиком и в частности каждому гостю; и это очень ответственно». Петр считает, что конкуренции в экскурсионном бизнесе нет. Есть сотрудничество. «Каждый, кто действительно серьезно работает, — говорит он, — нарабатывает свою клиентуру.

Это как в театре или кино — люди идут на определенного актера, им интересна личность». Найти свое реноме важно каждому экскурсоводу. И тем более, фирме, рассчитывающей на большие объемы.

Некоторые, например, предлагают прогулки в вечерних огнях города, а кое-кто смело проводит экскурсии на ночном кладбище. Если удастся сделать действительно пикантное предложение, гости будут готовы и подороже заплатить.

Сперва цена услуги братьев-экскурсоводов не отличалась от общепринятой. Но потом они поняли, что когда клиентов слишком много, то можно либо отказывать, либо повышать стоимость услуги.

Одним словом, цену на экскурсии по древнему Львову в сопровождении истинных батяр сложили сами гости города. «Мы нигде и никогда не давали рекламу, — признается Петр.

— И всегда стараемся ставить цену такую, чтобы она была адекватна и затраченным усилиям, и приемлема для клиента». При этом расчет ведется за каждый час работы экскурсовода, независимо от количества людей в группе.

И это позволяет создавать круг своих клиентов, среди которых уже достаточно много постоянных. Кроме того, благодаря такому подходу к ценообразованию, активно работает и сарафанное радио: по рекомендациям к Петру звонят новые гости Львова по несколько раз на час. Другую схему оплаты — определенная сумма с каждого человека за указанное время экскурсии — чаще применяют экскурсионные бюро и турагентства. Во Львове появился новый вид подарка — экскурсия по городу.

День рождения, юбилей отлично отпраздновать в семейном кругу, прогуливаясь улицами родного города. Да и свадьбы во Львове стали модными среди тех, кто никогда не имел к городу никакого отношения.


Похожие статьи