Замечания бюджетного Комитета

2Качество бюджета вполне соответствует качеству голосования за него

В ходе стремительного рассмотрения проекта госбюджета большинство депутатов голосовали за «кота в мешке». За исключением разве что тех, кто принял участие в работе Комитета BP по вопросам бюджета. В итоге, зал голосовал за нечто, не существующее физически: подразумевалось, что это был текст документа, внесенного правительством 18 декабря, с учетом замечаний бюджетного Комитета, утвержденных на вечернем (правильнее сказать, ночном) его заседании, и некоторых предложений «с голоса», высказанных его председателем Евгением Геллером.

Собирать описанную мозаику воедино (а это исправления не только в «теле» Закона, но и в его многочисленных приложениях) технические работники Верховной Рады начали только после принятия документа. Тем не менее это не помешало Президенту Украины Виктору Януковичу подписать Закон уже 18 января. А 21 января текст документа, правда, без приложений, которые, видимо, еще правились, появился на сайте Верховной Рады.

 

Мифическая основа

Даже основа Бюджета-2014 была мифической. В нее были заложены так называемые «уточненные макроэкономические показатели проекта Основных направлений бюджетной политики на 2014 год, одобренные распоряжением Кабмина №213-р от 27.03.13 г.». Но проект Основных направлений в этом году так и остался проектом. А уточнения в него, принятые на заседании Кабмина, состоявшемся 18 декабря, так и не были отражены в самом проекте.

Однако дело не только и не столько в отсутствии какого-либо окончательного документа, сколько в несуразности самих прогнозов.

Например, показатель номинального ВВП хоть и сократился по сравнению с весенним прогнозом на 42 млрд грн., реальным так и не стал — даже очень отдаленно. Теперь уже можно достаточно точно сказать, что в 2013 г. номинальный ВВП составил 1430-1435 млрд грн. Причем максимальная из приведенных цифр может получиться только в том случае, если достичь ее поможет Госстат! Чтобы в следующем году ВВП вырос до 1653 млрд грн., ему нужно увеличиться на 15,2-15,6%. При этом сверхоптимистичный прогноз роста реального ВВП и индекс-дефлятор ВВП вместе дают никак не более 12% прироста. Иными словами, в основу госбюджета положен ВВП, искусственно «надутый» минимум на 50 млрд грн.!

Впрочем, ВВП в 1600 млрд грн. будет достигнут при весьма оптимистичном развитии событий, которые заложены в показателях роста реального ВВП и индекса-дефлятора. Гораздо вероятнее, что «пузырь» окажется намного большим. Например, на 2013 г. ВВП прогнозировался в объеме 1576 млрд грн. Таким образом, по факту «пузырь» в минувшем году достиг масштабов 140-145 млрд грн.!

 

Доходное дело

Из расчетного ВВП «пузырь» благополучно переместился как в доходную, так и в расходную части Бюджета. В частности, по мнению авторов документа, в 2014 г. доходы Сводного бюджета страны впервые превысят 0,5 трлн грн.. Таким образом, прирост доходной части Сводного бюджета в следующем году, по оценкам, должен составить не менее 13% по сравнению с фактом 2013 г. И это при том, что в 2013 г. доходы были меньше, чем годом ранее.

Рост доходов госбюджета запланирован на еще более высоком уровне -15,3%. Теоретически все правильно: по плану, доходы вырастут меньше, чем номинальный ВВП. Можно было бы считать, что все в порядке, если бы мы уже не разобрались с тем, что минимум 50 млрд грн. (а вероятнее всего, более 100 млрд грн.) — это тот самый «пузырь» в ВВП. С учетом этого факта очевидно, что фискальную нагрузку на экономику опять решено увеличить. Кстати, в этом Кабмину отчасти помогли народные депутаты. Они в ходе «доработки» проекта Бюджета в профильном Комитете BP увеличили доходную часть на 2,9 млрд грн. Не забыв при этом перенести 5 млрд грн. из Общего фонда в Специальный: ведь первый — это общественный карман, а второй — практически частный…

Таким образом, через Сводный бюджет запланировано перераспределить даже несколько меньшую долю ВВП, чем в 2013 г. Но это опять-таки в теории. На практике же эта доля составит 31,4-32,4%, а то и более — в зависимости от реального развития экономики (и, соответственно, размеров описанного «пузыря»). Вспомним, что после рекорда 2012 г., когда через Сводный бюджет прошло 31,6% ВВП, в 2013 г. даже при жестком административно-фискальном давлении из экономики удалось забрать лишь 31%. А поскольку резервов у экономических субъектов стало еще меньше, то в 2014 г. сомнительным выглядит даже такой результат.

Собственная доходная база местных бюджетов в следующем году запланирована на еще более низком уровне, чем в 2013 г. Лишь 21,8% доходов

Сводного бюджета должны напрямую поступать в местные бюджеты. Обещания большей самостоятельности регионов (в том числе и финансовой), которые Виктор Янукович давал еще на президентских выборах, так и остаются обещаниями. В итоге, правда, доля собственных доходов местных бюджетов наверняка окажется повыше — вследствие чрезмерного завышения планов по доходам госбюджета. Но вряд ли она достигнет рекордного значения «послекучмовских» времен, полученного в 2009 г., — 26%.

 

Источники

Анализ источников основных поступлений госбюджета в полной мере дает представление о безалаберности при подготовке главной сметы страны и надуманности большинства показателей. К примеру, план поступления платы за пользование радиочастотным ресурсом зафиксирован в объеме 3,9 млрд грн. Это не только в 4,3 раза больше, чем в 2013 г., но и, что показательно, суммарно равно поступлению рентной платы за транзит углеводородов и аммиака, а также изъятию в бюджет части прибыли и дивидендов госпредприятий! Абсурд возник потому, что власть планировала повысить ставку платы (и так едва ли не самую высокую в Европе) в три с лишним раза. Соответствующая норма даже присутствовала в законопроекте №3757, подготовленном в Кабмине. Однако впоследствии (после получения российского кредита) от абсурдной идеи, которая явно не пошла бы на пользу развитию отрасли связи, решено было отказаться. А вот цифры в Бюджете поменять забыли. Таким образом, только по такому малозначимому, в общем-то, платежу в Бюджете присутствуют 3 млрд грн. несуществующих доходов.

Другие планы тоже вызывают множество вопросов. Например, каким образом сбор НДС может увеличиваться (и экспорт, кстати, тоже), а возмещение оставаться на прежнем уровне? Особенно с учетом немалой бюджетной задолженности по возмещению НДС. К самому росту тоже вопрос: это какой же в стране ожидается экономический бум, если рост «внутреннего» НДС запланирован на уровне 18,1%? Планы же увеличения «импортного» НДС на 30% говорят о том, что ни о каком импортозамещении речь по-прежнему не идет.

Единственный более-менее адекватный показатель относится к налогу на прибыль, поступления которого должны снизиться на 5,3 млрд грн. по сравнению с 2013 г. Во-первых, ставка налога уменьшается на 1 п.п. Во-вторых, накопленный объем переплат по нему давно перешел все разумные границы.

 

Госпирамида

По-настоящему пугающими являются показатели дефицита и госдолга в следующем году. Дефицит госбюджета запланирован на новом рекордном уровне — 71,6 млрд грн. при 62,6 млрд грн. дефицита Общего фонда госбюджета. Думается, на самом деле показатель окажется намного большим. В пользу этого предположения говорят ранее описанные шалости. Кроме того, результаты 11 месяцев прошлого года свидетельствуют, что дефицит Общего фонда госбюджета по итогам года должен быть близок к 70 млрд грн., поскольку большая часть полученных в декабре от России $3 млрд  пошла как раз на его погашение. Стремительный рост дефицита в последние три года свидетельствует о том, что его снижения в предвыборный год ожидать точно не стоит.

Что же касается госдолга (в который вполне логично включать и гарантированный государством долг, ведь отдается он преимущественно из бюджета), то, похоже, в нынешнем году власть окончательно отказалась от политики сдерживания его роста. В следующем году запланирован очередной прирост этого показателя даже на фоне нереального прогноза ВВП. Отношение же указанного долга к реалистичному номинальному ВВП может составить 45,3-46,8% — катастрофически много для Украины. И это больше напоминает строительство финансовой «пирамиды».


Похожие статьи