Оценка и анализ факторов, влияющих на стратегию банка

23Все факторы, воздействующие на стратегию банка, можно разделить на факторы макро- и микросреды.

В макросреде, как правило, выделяют следующие факторы: демографические, технологические, политические, экономические, факторы культурного уклада, природные.

Для микросреды проводят отраслевой и рыночный анализ. Отрасли производят товары и услуги и являются сферой предложения в экономической системе. Рынки потребляют эти товары и услуги, следовательно, они представляют сферу спроса в экономической среде. Вследствие этого при анализе отраслей и рынков необходимо определить отрасли, где банк может предложить свои виды деятельности (стержневые компетенции). Наличие стержневых компетенций является стратегическим преимуществом банка, так как это означает, что банк обладает опытом, отсутствующим у конкурента. Кроме того, банк щ. должен изучить покупателей и природу их потребностей, определить новые рынки, на которых могут быть использованы стержневые компетенции, выявить угрозы, исходящие от конкурентов, и установить ресурсные рынки и их условия.

Анализ конкурентов проводят по двум основным направлениям: ключевым услугам и основным конкурентам. При анализе ключевых услуг рассматривают: ассортимент и качество услуг, качество обслуживания, отношение сотрудников, системы доставки, репутацию. При оценке основных конкурентов предметом анализа являются: основные конкуренты, относительные размеры и примерная доля рынка, изучение мнений клиентов, цены за услуги.

Для отдельно взятого рыночного сегмента возможны лишь три альтернативы:

1) ограниченный рост — цели устанавливаются на уровне прошлых достижений с учетом инфляции;

2) стратегия роста — уровень краткосрочных и долгосрочных целей каждого года значительно увеличивается по отношению к показателям предыдущего года;

3) стратегия сокращения — цели ниже достигнутого уровня, возможно исключение некоторых направлений деятельности.

Из этих альтернатив выбирают наиболее подходящую для банка и рассматривают варианты конкретных стратегий. Для каждого рынка банк разрабатывает специфическую инвестиционную стратегию, направленную на достижение цели на конкретном сегменте рынка. Сочетание всех трех альтернатив характерно при деятельности банка на нескольких рынках.

На выбор конкретней стратегии влияет целый ряд факторов, среди которых приоритетное место занимают: миссия и цели банка, перспективы его развития, внутренняя культура банка, знание прошлых стратегий, факторы среды, приемлемый уровень риска, воздействие со стороны основных держателей акций банка, время принятия решений.

При реализации стратегии возникает необходимость вносить изменения в так называемые регулируемые факторы. Потребность в них обусловлена необходимостью проводить корректировку выработанной стратегии под влиянием изменяющихся рыночных условий Г и конкретизировать стратегический план планами действий.

При разработке планов действий в целях реализации выбранной стратегии подлежат пересмотру прежде всего рыночные факторы, факторы качества и цены услуг, результативность деятельности банка. Рыночный сегмент характеризуется объемом и емкостью, темами роста и их стабильностью, величиной барьеров вхождения на рынок и выхода с рынка, подверженностью определенным видам риска.

Достижение цели стратегии требует улучшенной сегментации рынка, пересмотра некоторых подходов к этому процессу, что помогает направлять все маркетинговые усилия в нужное русло. Изменение широты охвата обслуживаемого рынка происходит в случаях, когда план действий предусматривал либо сужение, либо расширение его границ. Вносимые изменения должны основываться на целесообразности таких действий, если они способствуют достижению поставленных в стратегическом плане задач.


Похожие статьи