Расходная часть государственного бюджета

3После правок в профильном Комитете расходную часть Бюджета было не узнать

Расходная часть государственного бюджета — это всегда весело и интересно. Именно вокруг нее всегда ведутся над- и подковерные войны в коридорах центральных органов власти и на улицах около этих самых органов. Закон о государственном бюджете Украины на 2014 год принимался в обстановке слишком большой секретности и спешки, так что до сих пор нет официально подтвержденных данных о том, сколько из запланированных 462,2 млрд грн. расходов куда будет направлено и на какие цели.

Особенно широки возможности освоения средств в предвыборный год, когда все ожидают от властей аттракционов невиданной щедрости и изобилия. По расчетам экс-министра финансов Виктора Пинзеника, таких припрятанных расходов в документе примерно на 20 млрд грн.

Есть и еще одна особенность: на этот раз впервые за много лет в тексте Закона о госбюджете нет положений о приостановлении действия некоторых «социальных» законов на текущий год. «Но средства на их выполнение (а по оценкам, это еще около 70 млрд грн.) заложить в Закон «забыли», -негодует Виктор Михайлович.

 

Наколядовали

Примечательна история комитетских правок законопроекта. Они отражают титанические усилия, приложенные самыми разными лоббистами в период, когда основная масса населения предавалась новогоднему веселью. В расходную часть Бюджета были внесены более сотни переписанных позиций.

Во-первых, обращает на себя внимание рост расходов на обеспечение деятельности Президента. На протяжении 2009-2012 гг. расходы на Государственное управление делами увеличились на три четверти — с 817 млн грн. до 1433 млн грн. В прошлом году они были сокращены, и теперь сокращение должно было продолжиться до 1282 млн грн. в рамках курса на экономию госрасходов, но по итогам комитетских правок расходы возросли до 1335 млн грн. В частности, на 32 млн грн. увеличено финансирование «обслуживания и организационного, информационно-аналитического, материально-технического обеспечения деятельности Президента», на 20 млн грн. — затраты на «обеспечение перевозок высших должностных лиц государства авиационным транспортом» (на эту сумму можно приобрести 1,8 тыс.т авиационного керосина производства Кременчугского НПЗ).

21,5 млн грн.добавили разнообразным ведомствам судебной системы. 17,5 млн грн. дополнительно получил Госстат: правда, его финансирование все равно сокращается вдвое — с 1,3 млрд грн. до 664 млн грн. На нужды МИД дополнительно выделили 70 млн грн., на «представительские» расходы для Госкомтелерадио -106 млн грн. На 600 млн грн. увеличили финансирование Госпрограммы развития хмелеводства, овощеводства, закладки молодых садов, виноградников и ягодников, причем через Спецфонд; остается только гадать, какой влиятельный овощевод сделал возможным такое решение.

Серьезную победу одержали лоббисты Минобороны: в общей сложности Комитет BP расщедрился на 1,1 млрд грн., благодаря чему вместо серьезного сокращения финансирования министерства оно даже выросло. МОН перебросили 607 млн грн. на школьные завтраки, а МОЗ получило дополнительных 280 млн грн. на внедрение нового оборудования. 724 млн грн. направили Минсоцполитики на разнообразные социальные проекты.

На 200 млн грн. увеличено финансирование оптовых рынков сельхозпродукции. В Киеве в конце декабря как раз сгорел крупнейший из таких рынков — «Столичный». Кстати, на его строительство из госбюджета в 2010-2011 гг. выделили почти 110 млн грн.

Председатель Госинвестпроекта Владислав Каськив умудрился, несмотря на все скандалы, выбить увеличение финансирования своего ведомства почти в 5 раз — до 230 млн грн. (с 48 млн грн.). Примечательно, что 10 млн грн. из этой суммы предназначены для «формирования положительного инвестиционного имиджа Украины». Больше всех, пожалуй, «подогрелся» Минрегион: если в первоначальной таблице ему выделяли 843  млн  грн., то  после  комитетских бдений эта сумма увеличилась на 1433 млн грн.! Деньги дали на финансирование программ доступного жилья, проведение ремонтов там, где они крайне необходимы, ремонт лифтов и освещение улиц, а также на удешевление водоснабжения в маловодных регионах.

 

Не дала

Не все правки были результатом исключительно закулисных договоренностей. Так, профсоюз Национальной академии наук Украины, недовольный сокращением финансирования, анонсировал на

16 января (день голосования в BP) акцию протеста в центре столицы. Ранее «академики» уже демонстрировали приличный мобилизационный потенциал. В результате парламентарии решили «не нагнетать» и уговорили НАНУ отказаться от протеста в обмен на увеличение финансирования на 100 млн грн.

Конечно, есть и пострадавшие стороны. Так, госфинансирование общегосударственной космической программы сначала хотели вообще обнулить, но в конце концов выделили на эту статью всего 10 млн грн. — хотя в прошлом году   было   99   млн   грн.   Основная масса «космических» расходов в этом году будет направлена на выплату кредитов, взятых для создания ракетно-космического комплекса «Циклон-4» и национальной спутниковой системы связи. Фактическая же работа, получается, практически прекратится.

 

Люди государевы

Одна из главных особенностей Госбюджета-2014 — продолжающийся стремительный рост финансирования полицейских ведомств. Совокупно на МВД, Генпрокуратуру, Службу безопасности, Пенитенциарную службу и Управление государственной охраны выделили 29,3 млрд грн. Плюс 5,1 млрд грн. на органы правосудия. Таким образом, расходы на «правую» руку государства (если добавить к ним финансирование Минобороны и разведки) составили более 41 млрд грн., превысив финансирование здравоохранения и образования вместе взятых.

Эта тенденция четко оформилась именно при Президенте Украины Викторе Януковиче. Причем акцент делается именно на полицейские и репрессивные органы, в ущерб оборонным. В 2010 г. впервые объем финансирования МВД превысил расходы на Минобороны, а в этом году разрыв достигнет рекордного уровня. Частично лавинообразный рост расходов на МВД связан с админреформой (в состав министерства вошли миграционная служба, а теперь и пограничная), но лишь частично.

Совсем никак не объяснить админреформой рост расходов на СБУ. А они стабильно увеличивались все последние годы. Сэкономить на СБУ попытались в этом году: изначально предусматривалось повышение расходов лишь на 2 млн грн. Но в итоговом варианте документа они увеличились на 132 млн грн.: дополнительно 70 млн грн. выделили на зарплату сотрудникам спецслужбы, еще 40 млн грн. — на строительство для них жилья. Вплоть до 2010 г. НАНУ выделяли больше средств, чем СБУ, но начиная с 2011 г. рыцари плаща и кинжала обошли ученых мужей.

Наконец, дополнительные 20 млн грн. по итогам комитетских правок получило Управление государственной охраны, берегущее покой органов власти и должностных лиц: расходы на него увеличились до 357 млн грн. С учетом сложной ситуации в центре столицы, высокопоставленных чиновников можно понять.

Другая любимая статья бюджетной политики Виктора Януковича — угольная отрасль. Расходы по трем ключевым статьям в 2011 г. возросли более чем в десять раз по сравнению с 2010 г. и продолжают увеличиваться из года в год. Первоначальный проект Госбюджета предусматривал прекращение роста расходов на угольщиков, но по итогам работы в бюджетном Комитете BP их довели до 17,2 млрд грн.!

Повышение социальных стандартов, которого все ожидали, в этом году будет довольно скромным.

Зато одна десятая бюджетных расходов выделена на обслуживание внутреннего и внешнего госдолга. Это рекордный показатель для последнего десятилетия. В 2003-2006 гг. на эти цели выделяли около 3 млрд грн. в год, в 2009-2010 гг. — по 14 млрд грн., а потом выплаты только увеличивались. Хотя позади остался пик возврата долгов МВФ, расходы на обслуживание госдолга увеличились сразу на 10 млрд грн.

Впрочем, в соответствующей статье смешали обслуживание госдолга и компенсацию вкладов Сбербанка СССР. Согласно документу, на второе направление должны потратить не менее 6 млрд грн.


Похожие статьи