Стоит ли инвестировать в покупку машиномест в паркингах

9Судя по темпам роста количества автомобилей, в украинских городах житье не худо. За последние два года количество машин у граждан удвоилось. Уже сейчас в столице по статистике на трех жителей приходится один автомобиль. Чего не скажешь о паркоместах.

 

Под открытым небом

Дворы жилых домов уже не первый год негласно поделены между жильцами-владельцами авто — стоянка хоть и под открытым небом, но ведь бесплатная. И только в самом центре города заезд в скромный дворик перекрывает шлагбаум: тут паркуются за деньги, около 10 грн. за час, в будни, ну а для жильцов — бесплатно и круглосуточно.

Но только где бы припарковаться, не сыщешь и днем с огнем. Заняты не только платные стоянки и дорогие паркинги в центре, но и в спальных районах (преимущественно в выходные) , забиты до отказа парковки маркетов и развлекательных центров, где за место приходится платить гривен 8-15 за ночь или 200-400 — за месяц.

Казалось бы — дефицит цивилизованных мест для автомобилей налицо. Запарковать машину, не переживая, что ее могут вскрыть, «обчистить», ненароком повредить, разбив фару или поцарапать краску при неудачной парковке по соседству, да и просто угнать, практически не представляется возможным. Разве только если имеется в наличии гараж или парковочное место в паркинге, гаражном кооперативе, ну или посчастливилось прикупить паркоместо к квартире в новостройке. А впрочем, выбор для автовладельца, где бы «прописать» своего стального друга, хоть и невелик, но есть: в продаже и гаражи, и машиноместа в паркингах, и паркоместа в новостройках как еще только строящихся, так и уже выстроенных и сданных в эксплуатацию.

Может ли покупка такого паркоместа обернуться выгодной инвестицией, тем более, что количество автомобилей в столице обещает расти и дальше?

 

Под крышей

Самое завидное паркоместо, которое, несомненно, приносит неплохой доход, — 13-18 квадратов в современном паркинге вблизи одной из центральных площадей. Места тут сдаются почасово, и арендные ставки самые высокие. В городе таких паркингов немного, и находятся они преимущественно непосредственно при крупных торгово-развлекательных центрах. Жаль только, выкупить тут машиноместо не представляется возможным (по понятным причинам). Но есть на некоторых массивах многоэтажные, 5-7 этажей, паркинги образца 80-ых годов прошлого века (с освещением, санузлами на каждом этаже). Как ни странно, тут за паркоместо можно торговаться. Например, на одном из массивов 18 квадратов в таком паркинге-кооперативе стоит $12 тыс. с торгом. Умея торговаться, цену можно снизить значительно, потому как хозяин — член кооператива с незапамятных времен, а машиноместо без документов о приватизации.

Впрочем, такая покупка чревата долгами походами по инстанциям, так как оформление приватизационных документов в случае кооперативной собственности требует не только времени и денег, но и согласия всех членов кооператива. Так же может понадобиться и согласие владельцев паркомест на то, чтобы сдавать в аренду машиноместо.

Не менее сложно купить и парко-место в жилом комплексе, не только уже обжитой новостройке (практически все раскуплено жильцами), но и в еще только возводящихся домах. Купить у самого застройщика «машино» -квадраты, инвестируя в строительство, — большая удача. Сам застройщик не спешит продавать паркинг, предлагая его, в первую очередь, тому, кто инвестирует в строительство квартиры. Принцип простой: сперва оплачивается квартира, потом уже и о паркинге можно торговаться, причем наверняка можно рассчитывать на солидную скидку. Но если квартиру не берешь, тогда о торге речи нет.

Так, например, в ЖК «Покровский посад» менеджер продаж предложил несколько раз подумать о покупке квартиры или офиса, так как в таком случае наверняка можно было бы рассчитывать и на машиноместо в паркинге. Потому как для невладельцев каких-либо площадей в ЖК выбор невелик. За $28 тыс. скромные 14 кв. м под какой-нибудь «гольф» стоят в резерве, и скорее всего, будут выкуплены, а из пока еще свободных — 14 кв. м за $33 тыс. и за $31 680 скромных 13,2 квадратов в периметре 5,5×2,40 м, куда джип не запаркуешь. Есть и пока еще свободный бокс на одну машину — почти 16 квадратов, 5,8×2,7 м за $48 859, боксы на 2 и 4 машины, соответственно, дороже. Рассрочки на покупку только мест в паркинге не предлагают, расчет можно располовинить: 50% сразу и остальное в течение или через год, когда на паркоместа будут оформлены все надлежащие документы (что делается после того, как застройщик вводит дом в эксплуатацию и получает весь необходимый документ относительно квартир). У этого же застройщика можно купить машино-места и в уже сданном и введённом (еще в 2010 г.) ЖК «Изумрудный», но цена уже на 20-35% выше, например, бокс на 1 машину — от $60 тыс.

На вторичном рынке паркингов торговаться еще сложнее. Скажем, в центре города, на Печерске, в уже обжитой новостройке, продаётся сразу семь машино-мест. Конечно, торги ведет брокер, у которого выторговать хоть один процент от 360 тыс. грн. за одно место очень нелегко: мол, это цена действует при условии покупки нескольких мест, так сказать, «оптовая».

 

Под процент

Аренда машиномест в паркингах, судя по запросам на сайтах недвижимости, не менее актуальна, чем аренда квартир. Рента за парко-место в подземном паркинге составляет от 400 грн. для автомобиля и от 200грн.длямотоциклавспальныхрай-онах на окраине города и доходит до 1 800 грн. в центре, если брать в долгосрочную аренду, оплачивая помесячно. Так же как и квартира, парко-место требует ежемесячных затрат: за охрану, уборку, коммуникационное обслуживание. Это порядка 10-25 грн. / кв. м ежемесячно, в зависимости от географического положения и класса новостройки. Впрочем, как и аренда парковочного места.

Немного ниже, от 300 грн., стоит арендовать гараж. Правда, преимущественно гаражи располагаются компактными кооперативами вблизи массивов, что не так комфортно, как паркинги. Впрочем, это наиболее оптимальный вариант и по цене, и по безопасности для автолюбителя, предпочитающего во время гололедицы и снежных заносов пользоваться муниципальным транспортом, — оставить своего стального друга «в стойле».

Однако стоимость гаража намного ниже парко-места в паркинге. За одну и ту же сумму — порядка $7-15 тыс. — можно приобрести кирпичный гараж квадратов минимум на 20, с ямой, в отличном состоянии, даже со свежим косметическим ремонтом, либо же 14-18кв. м места для машины в паркинге жилого дома. Причем территориальное расположение гаража и паркинга не в счет.

Выгоду покупки парко-места, где охрана гарантирована, а обслуживание ложится на коммунальные службы легко подсчитать. Ежемесячная оплата коммунальных — около 3 тыс. грн. / год; а рента за год — порядка 10-15 тыс. грн. за минимальное место в 14 квадратов в новостройке спального района. В «сухом остатке» 7-12 тыс. грн. в течение 20-30 лет оправдают сегодняшнюю покупку машиноместа в паркинге по цене застройщика. Конечно, если только цены на аренду расти не станут, что уж вряд ли.

Инвестиционную привлекательность идеи купить машиноместо в паркинге и сдавать ее потом в аренду Сергей Костецкий, аналитик консалтинговой компании SV Development, оценивает не более чем в 5%, тогда как на рынке квартир это 20-25%. И на его взгляд, сегодня покупка машиноместа в паркинге малоперспективная инвестиция. Во-первых, продаются они сегодня по весьма высоким ценам. Во-вторых, выбор невелик: в паркинге новостройки нелегко выкупить машиноместо не жильцу дома, а в отдельно стоящих многоэтажных паркингах тоже торгуются неохотно за одно место. В-третьих, с арендаторами паркомест обычно много хлопот — их выбор весьма переменчив, да и к тому же всегда есть альтернатива припарковаться под открытым небом.


Похожие статьи